Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные проблемы семей, имеющих детей с особенностями в развитии
Социокультурные предписания, Модели родительства и
Установки и стереотипы семейных отношений,
относительно родительской роли вынесенные из родительской семьи
Опираясь на разработанную нами классификацию родительской позиции (Таблица 1) , можно выделить 2 основных типа отношений родителей к ребенку:
Ø Конструктивное отношение к проблеме ребенка, характеризуется созданием нормальной ситуации вокруг ребенка, изменяя отношение к самой болезни ребенка. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение на пути личностного развития ребенка. Главная цель в таких семьях — поиск путей компенсации имеющихся нарушений, развитие способностей ребенка, терпение и поддержка в любом начинании. Реабилитационный процесс направлен на интеграцию ребенка в общество, развитие социально-бытовых навыков.
Ø Деструктивное отношение – отношение, при котором не происходит развитие ребенка как личности. При таком отношении реабилитационный процесс имеет однонаправленный характер. Проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней.
Исходя из этапов проживания горя, по теории Гурли Фюр, можно сказать, что конструктивное отношение к ребенку возможно на заключительном этапе переживания горя, а «застревание» родителем на первых стадиях, влечет за собой деструктивное отношение к ребенку (Приложение 1)
Конструктивное отношение определяется в ситуации взаимодействия с ребенком. Понятие «взаимодействие» одни ученые вполне обоснованно связывают с общением (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев), другие с совместной деятельностью (Г. М. Андреева, А. Л. Журавлев, Я. Л. Коломинский). Социальные психологи понимают под взаимодействием такую систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых (А.Л. Журавлев).
С социально-педагогической точки зрения выделяются типы детско-родительского взаимодействия:
– «педагогически неэффективное взаимодействие», имеющее место в неумело организуемой, не наполненной педагогическим содержанием и не имеющей личностного смысла для ребенка совместной его деятельности с родителями;
– «педагогически малоэффективное взаимодействие», возникающее в процессе совместной деятельности родителей и их детей, в которой спонтанные воспитывающие и развивающие влияния носят неустойчивый, ситуативный характер;
– «педагогически эффективное взаимодействие», складывающееся в социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности родителей и их детей.
Для формирования эффективного взаимодействия с ребенком необходима готовность родителя, как фундаментальное условие успешного выполнения любой человеческой деятельности. В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» рассматривается как установка (Д.Н. Узнадзе), условие, регулятор деятельности (Ю.К. Васильев, Ю.И. Янотовская), психическое состояние, существенный признак установки (И.Т. Бжалава), наличие определенных способностей (Н. Д. Левитов), синтез свойств личности, ее целенаправленное выражение (М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Различные трактовки феномена готовности обусловлены спецификой деятельности и ее особенностями, теоретической концепцией авторов и связаны с тем, на каком уровне – функциональном (состояние) или личностном (свойство) – рассматривается данная проблема.