Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные проблемы семей, имеющих детей с особенностями в развитии
Сущность психологической готовности к деятельности – мобилизация всех психофизиологических свойств человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Под готовностью родителей к взаимодействию с ребенком, мы понимаем, потребность и способность включать его в личностно и социально значимую, эмоционально привлекательную, воспитывающую и развивающую, т.е. в педагогически эффективную, совместную деятельность.
Содержание готовности к взаимодействию с ребенком представляет собой совокупность трех компонентов:
Ø Когнитивный – включает в себя знание психологических особенностей детей. О когнитивном компоненте готовности можно судить по наличию и степени владения знаниями.
Ø Эмоционально-мотивационный – входят адекватное отношение родителей к своему ребенку с особенностями в его развитии, стремление помочь ему актуализировать свой внутренний потенциал. О сформированности эмоционально-мотивационного компонента готовности родителей свидетельствуют степень принятия ребенка и проявление стремления оказывать ему помощь.
Практический – предполагает владение такими способами организации совместной деятельности, как упражнения, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью. Праксический компонент оценивается по степени сформированности входящих в него умений.
В свою очередь формирование готовности и включение родителя в эффективную деятельность, возможно за счет изменения родительской позиции по отношению к ребенку.
Интеграция детей в общество, которая не предполагает вытеснение и изоляцию ребенка в закрытые учреждения, и за которую активно должны бороться родители особых детей, может стать реальностью только в результате процесса самоопределения каждого родителя. Этот непростой процесс самоопределения себя как особого родителя, протекает в четырех смысловых пространствах (В.К. Зарецкий):
· Ситуативном – появление особого ребенка делает необходимым переосмысление пространственно-временной ситуации жизни
· Социальном – переосмысление социальных связей и контактов
· Культурно-ценностном – меняются культурно-ценностные смыслы жизни всей семьи.
· Экзистенциальном – перед родителями встает проблема изменения всего образа жизни, наполнения ее новыми ориентирами, новым содержанием, связанным с психолого-педагогическим сопровождением своего ребенка.
По сути дела речь идет о становлении нового родительства – позиционного, с четко артикулированной субъектной позицией. Эта позиция личностная и профессионально-педагогическая. Она адекватна личным и профессионально-педагогическим смыслам сопровождения ребенка по жизни. Эта позиция не противопоставляет разные реальности, в которых находятся особые дети.
В соответствии с принципами педагогики самоопределения (О. С. Газман, Н. В. Рыбалкина и др.) овладение новыми смыслами происходит только через активную совместную и ответственную деятельность, включающую ребенка как субъекта жизни и образования и родителя как субъекта профессионально-педагогической деятельности. Наиболее адекватной формой организации профессионального позиционного диалога между родителями и специалистами учреждения, по мнению Н. В. Рыбалкиной, является проектная деятельность, в ходе которой имеет место оказание работниками социальных учреждений педагогической помощи родителям в становлении их позиции как педагога со своей индивидуальностью.