Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные проблемы семей, имеющих детей с особенностями в развитии
- снижение регулирующего самоконтроля;
- затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;
- избирательность контактов – женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;
- при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.
Эмоциональные особенности матерей детей с особенностями психофизического развития очень точно определила Н.В. Жутикова (1990). Мать «особого» ребенка противопоставляет себя всем, она непроизвольно фиксирована на одной теме – своём «особом» ребенке. Часто её речь безудержна, хотя она сама может осознавать утомительность этого для окружающих. Эмоциональный тон такого эгоцентризма автор называет «почти хроническим дискомфортом».
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Л.А. Нисневич (2000) утверждают, что с годами такое дискомфортное состояние женщины осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на ней.
Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение – все эти факторы изменяют взгляд матери на себя и других людей.
Существуют некоторые исследования супружеских взаимоотношений в семьях с детьми с особенностями психофизического развития. Среди них исследования Е.М. Мастюковой, А.Г. Москвиной (1991), В.Б. Пархомович (2003) и др Эмоциональный стресс матери, по мнению Е.М. Мастюковой и А.Г.Москвиной, прежде всего отражается на её взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное, самоотреченное переключение её внимания на больного ребенка формирует у отца не проходящее чувство беспокойства, эмоционально болезненное состояние.
В психологическом портрете супругов, имеющих «особого» ребенка, В.Б. Пархомович описывает чувство вины, как постоянное чувство родителей. Это чувство, по наблюдению автора, выражается в поиске причин, смягчающих интенсивность переживаемой вины. Очень часто этот поиск ограничивается поиском виновных. Родители склонны обвинять себя и других членов семьи в появлении и развитии болезни. При этом чувство вины может сочетаться со скрытыми агрессивными реакциями по отношению друг к другу или к самому ребенку. Когда агрессия выражается по отношению к своему супругу, происходит своего рода переадресация собственного чувства вины партнеру по браку. Ещё одна эмоция, которая незримо присутствует в семье ребенка с отклонениями в развитии – это страх за жизнь и дальнейшую судьбу ребенка, страх смерти и его производные. При этом происходит снижение самооценки и оценки партнера по браку. Здесь может иметь место частичный либо полный отказ от сексуально-эротических отношений между супругами. Вот далеко не все проблемы супружеских отношений, описываемых В.Б. Пархомович.
Полный круг проблем женщины, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, описала шведский психолог Г. Фюр (2003), образно и очень верно умещает в словосочетание «запрещенное» горе. Горе, которое испытывает мать ребенка с отклонениями в развитии, живет вместе с ней всю её жизнь и проявляется в различных интерпретациях. Это может быть гнев и депрессия, сильная и продолжительная злость и упреки в адрес разных людей и себя, самоотверженное участие в горе других или отрицании того, что ребенок болен, активная «беспечность», бессонница, физическое заболевание, мысли о самоубийстве, самонаказание, социальная изоляция и многое, многое другое.