Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные проблемы семей, имеющих детей с особенностями в развитии
Ø Отсутствие понимания со стороны окружающих. Родитель начинает трудности в общении с окружающими.
Ø Нарушение прав ребенка. Не соблюдение гражданских прав и свобод ребенка (доступность общего образования).
Ø Проблемы воспитания ребенка, способного к полноценной жизни. Родители сталкиваются с трудностями реабилитационного процесса ребенка направленного на социально-бытовую адаптацию. [7]
Ø Взаимоотношения со специалистами. Специалисты часто не учитывают позицию родителя в занятиях с ребенком. [5]
Очень часто семьи не могут самостоятельно решить свои проблемы, справиться с психологическими нагрузками, а часто и выразить их, и как результат возникает:
· Социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связи с социумом, в том числе ближайшим (родственниками, друзьями)
· Отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.)
· Стремительное вхождение или реальная угроза попадания в самые низшие статусные слои современного общества.
Реабилитация предполагает применение целого комплекса мер психологического, педагогического, социального и профессионального характера, с целью подготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Цель в работе с семьей не вмешиваться в ситуацию и указывать, как необходимо поступать, а в том, чтобы «организовать и реализовать сотрудничество с ней направленное на самопознание ее членов, самоуправление, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования».
Процесс реабилитации семьи очень сложен, включающий следующие стороны:
Ø Психологическую – предполагает прохождение этапов переживания горя, связанного с рождением ребенка с особенностями в развитии. Изменения от шоковой фрустрации родителей до конструктивного разрешения ситуации,
Ø Социальную – предполагает создание условий для освоения позиции принятия ребенка, для активизации семейного потенциала для решения своих проблем. Встраивание родителя в процесс реабилитации и интеграции своего ребенка,
Ø Экономическую – поддержка семьи, оказавшейся в тяжелом материальном положении, в ряде случаев из-за невозможности работать одного из родителя и необходимостью в приобретении для ребенка различных технических, медикаментозных средств. Помощь в трудоустройстве. В современных условиях нашего общества поддержку и помощь семье, оказывает государство, разные специалисты.
Государственные органы не в состоянии обеспечить особенного ребенка всем необходимым (в основном это касается денежных и материально-технических средств), помощь со стороны медицинских организаций и органов социального обеспечения явно не достаточна. Статьи 15 и 18 Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка посвящены общественным объединениям. В статье 15 говорится о праве общественных объединений осуществлять деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общественные объединения могут оспаривать неправомерные, ущемляющие или нарушающие права детей действия должностных лиц. В статье 18 раскрывается основное содержание государственной поддержки общественных объединений, которое включает предоставление льгот и компенсаций семьям с особыми детьми, оказание финансовой поддержки проектов и программ, участвующих в различных конкурсах на условиях государственного заказа.