Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
С позиций марксистской ортодоксальности, на которой должна базироваться партийная идеология, Плеханов разрабатывал стратегию и тактику революционной борьбы. Важное значение имела заимствованная у Маркса двухстадиальная модель революции, использованная применительно к России. В рамках этой модели разделялись буржуазно-либеральная (буржуазно-демократическая) и собственно социалистическая стадии, при этом Плеханов всегда выступал против их совмещения, забегания вперед и, в частности, против преждевременного социалистического переворота, пока не будет достигнут относительно высокий уровень экономического развития страны и классового сознания пролетариата. Этим объясняется неприятие Плехановым во время революции 1905 - 1907 гг. теории Ленина о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, а также теории "перманентной революции" Троцкого - Парвуса. Позднее, после свержения самодержавия в феврале 1917 г., Георгий Валентинович резко осудил курс вождя большевиков на непосредственную подготовку социалистического переворота. В этом контексте понятны и оценки Плехановым взятия власти большевиками в октябре 1917 г. как насилия над историей, как явной авантюры.
Ортодоксальность Плеханова серьезно сказалась на его взглядах о расстановке классовых и общественно-политических сил. Критикуя непоследовательность и нерешительность буржуазных либералов, Плеханов, тем не менее, видел в них союзников пролетариата в борьбе с самодержавием, за демократизацию России. После начала в январе 1905 г. революции в России он выдвинул лозунг "Врозь идти, вместе бить", предусматривавший объединение усилий пролетариата и либеральной буржуазии, "всего общества" в целях сокрушения здания царизма. Однако в ходе революции в России Плеханов был вынужден неоднократно отмечать разобщенность и пассивность буржуазных "любителей свободы", их склонность к пустословию. Действенная "революционная коалиция" с участием буржуазных либералов, необходимость которой обосновывал Плеханов, на практике не сложилась. Что касается крестьянства, то оно, по его мнению, является носителем отсталости, "азиатского начала". Выступления крестьян, особенно во время революции 1905 - 1907 гг., не могли не поколебать первоначальные выводы Плеханова, но в целом он был склонен рассматривать крестьянство как консервативную силу, ибо его интересы не простираются дальше мелкобуржуазного горизонта. По мнению Плеханова крестьянство, борющееся за землю, может быть в лучшем случае временным соучастником революционной борьбы, но не единомышленником и союзником пролетариата. На IV съезде РСДРП (Стокгольм, апрель - май 1906) им был поддержан меньшевистский проект муниципализации земли; ее национализацию он считал допустимой только после социалистической революции.
Будучи ортодоксальным марксистом, Плеханов всегда выступал сторонником решительной борьбы с самодержавием, что особенно ярко проявилось после начала первой революции в России. Так, он призывал к массовым выступлениям, вплоть до народного восстания против самодержавия, подчеркивая, однако, необходимость его всесторонней подготовки. Этим объясняются и предостережения Плеханова в канун декабрьских событий 1905 г. в Москве от импульсивных действий, от преждевременного столкновения с правительством, которое, в случае неудачи, может стать поводом для разгрома участников революционной борьбы. Известный вывод: "не нужно было и браться за оружие", сделанный после поражения московского восстания (см. Там же. М., 1926. Т.15. С.12), отнюдь не свидетельствовал, вопреки утверждениям Ленина, о проявлениях "оппортунизма" Плеханова. Он никогда не был анемичным мыслителем и всегда сохранял веру в высокий потенциал пролетариата как революционного класса, как главной силы в борьбе с самодержавным режимом. Отметим также, что Плеханов во время революции не исключал возможность проведения отдельных террористических актов против гражданского, полицейского и военного "начальства" для дезорганизации сил неприятеля.