Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
Рассматривая процесс становления социологического мышления в России XIX в., нельзя обойти огромного, а в некоторых отношениях даже решающего влияния на осмысление социальной реальности общекультурных процессов, в особенности русской литературы. Прежде всего следует упомянуть о так называемых “физиологических очерках" 1840-1850-х годов, многие из которых представляли собою социологические зарисовки тех или иных видов профессиональной деятельности, положения различных социальных групп, отдельных городских кварталов. Таковы, например, альманах А.П. Башуцкого (“Водовоз”, “Гробовой мастер”, “Няня”), сбор ник “Физиология Петербурга” под редакцией Н.А. Некрасова, “Оче рки московской жизни" П. Вистенгофа (“Купцы”, “Чиновники”, “Цыгане”) и другие издания того времени.
Плеханов.
Плеханов Георгий Валентинович (29 ноября 1856, имение Гудаловка, Липецкий уезд Тамбовской губернии - 30 мая 1918, Питкиярви, Финляндия) - обществовед, публицист, один из основателей РСДРП. Из мелкопоместных дворян. После окончания Михайловской военной гимназии в Воронеже (1873) поступил в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, однако вскоре, решив отказаться от военной карьеры, его оставил. Не был завершен и курс в Горном институте столицы (обучался в 1874 - 1876); посылы о важности "служить народу", "бороться с деспотизмом" обозначили новые приоритеты: с конца 1875 г. молодой Плеханов втягивается в народническое движение.
социология россия плеханов ленин
Заметным было участие Плеханова в обществе "Земля и воля", стоявшем в основном на платформе бакунизма. В нем он приобрел опыт занятий в фабричных и заводских кружках (см. мемуарный очерк Плеханова "Русский рабочий в революционном движении", 1890), зарекомендовав себя "специалистом" по рабочему вопросу.6 декабря 1876 г. выступил с речью политического характера перед студентами и рабочими у Казанского собора Санкт-Петербурга. После этой "Казанской демонстрации" Плеханов был вынужден перейти на нелегальное положение. В целях революционной агитации и организации бунтарских выступлений выезжал в Саратовскую губернию и на Дон. Под знаком верности народничеству прошло первое пребывание за рубежом (весна - лето 1877); Георгий Валентинович посетил Швейцарию, Германию, Францию, познакомился с П.А. Кропоткиным, П.Л. Лавровым, П.Н. Ткачевым, другими политическими эмигрантами из России. Весной 1878 г. Плеханов участвовал в редактировании обновленного варианта программы "Земли и воли". Склонность Плеханова к серьезной интеллектуальной работе подтвердила и его статья "Закон экономического развития общества и задачи социализма в России", опубликованная в журнале "Земля и воля" (1879, январь - февраль, № 3 - 4), одним из соредакторов которого он был. В этой статье, Плеханов, в частности, выразил уважительное отношение к учению К. Маркса, что не дает, однако, серьезных оснований считать, что уже в это время начался его поворот к марксизму. После раскола "Земли и воли" в августе 1879 г. Плеханов встал во главе группы "Черный передел", выступая за продолжение революционной агитации среди крестьян, рабочих и студентов в расчете на подготовку будущего восстания. Однако возможность ареста и поиск новых путей для революционной борьбы вынудили Плеханова, а также В.И. Засулич, Л.Г. Дейча, Я.В. Стефановича в январе 1880 г. нелегально покинуть Россию. Плеханов надеялся использовать временное нахождение за рубежом, чтобы теоретически разобраться в идейном хаосе и противоречиях задач и тенденций русского революционного движения. Разумеется, он не мог предполагать, что пребывание на чужбине будет столь долгим (до весны 1917; жил в основном в Швейцарии, а также во Франции, Великобритании, других европейских странах).