Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
В научной и популярной литературе нередко пишется о Плеханове как "основоположнике русского марксизма". Такое обобщение нуждается в дополнительном осмыслении, поскольку не выработано само понимание "русского марксизма", которое вряд ли тождественно формуле "марксизм в России". Плеханов "национализировал марксистскую теорию и тем самым денационализировал русскую революционную мысль" (цит. по: Троцкий Л.Д. Политические силуэты. М., 1990. С.59), но он как поборник ортодоксальности никогда не стремился к созданию некой своей версии марксизма, которую в силу ее своеобразия можно было бы отнести к "русской". Плеханов полагал, что не только важнейшие положения марксизма с его универсальной теорией, но и прежний исторический опыт решения конкретных проблем в странах Западной Европы можно путем аналогии успешно использовать в России, прибегая по необходимости к его конкретизации и отдельным поправкам. Плеханов - мыслитель, теоретик, но не революционер, преобразующий теорию, ее основные положения и выводы. Показательно также, что для него, в общем и целом, характерен примат теории над практикой.
Отмеченное не исключает признания значительного вклада Плеханова в развитие отдельных сторон марксизма, его адаптации к условиям России. Своими сочинениями по философии, эстетике, истории, литературе он зарекомендовал себя одаренным интеллектуалом, широко эрудированным марксистом. Одним из примеров может служить труд "История русской общественной мысли" (не завершен; Т.1 - 3, М., 1914 - 1917), в котором рассматривалась эволюция идей с учетом многофакторности и особенностей исторического развития России. Плеханов написал также работы, посвященные русским мыслителям XIX в. - В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому и др. Он отмечал, что "революционеры-демократы" сделали огромный шаг вперед по пути осмысления закономерностей развития природы и общества, подготовив тем самым почву и для последующего восприятия марксистского учения. По мнению Плеханова передовая общественная мысль в России, отрицая существующее во имя будущего страны, неотвратимо развивалась по направлению к марксизму.
Проблематика, относящаяся к России, развитию в ней рабочего и социал-демократического движения всегда была в центре внимания Плеханова-эмигранта. Как "социалист-западник", с позиций детерминизма, непреложных "законов истории" он отстаивал идеи однолинейного прогресса, обосновывая объективную неизбежность - по примеру западноевропейских стран - поступательного развития капитализма в России. Но не столько капитализм как таковой интересовал Плеханова. Для него было важно, что зрелый капитализм создает материальные и социокультурные предпосылки для социализма как "действительности будущего", что при капитализме взращивается и умножает свои силы новый демиург исторических преобразований - промышленный пролетариат, проходя школу политического воспитания и классовой борьбы. Плеханов впервые показал, что в России именно пролетариату, охарактеризованному им как "народ в европейском смысле слова", будет принадлежать решающая революционная роль в борьбе против самодержавного режима, за дальнейшую модернизацию и европеизацию страны. (Под пролетариатом, как правило, имелись в виду постоянные заводские и фабричные рабочие, порвавшие прежние связи с землей).
На рубеже XIX - XX в. Плеханов активно участвовал в работе по определению идейных и организационных основ революционной социал-демократической партии в России, был членом редакции общероссийской марксистской газеты "Искра" (1900 - 1905) и теоретического журнала "Заря" (1901 - 1902), основным автором теоретической части программы РСДРП, принятой на ее II съезде (Брюссель - Лондон, июль - август 1903). В 1903 - 1905 гг. он возглавлял Совет РСДРП. Причем вначале у него доминировали общие с В.И. Лениным подходы к построению и деятельности РСДРП, однако позднее, после раскола партии в 1903 г., все более заметно проявлялись разногласия. В этой связи показательны, в частности, акценты Плеханова на то, что партия должна быть сознательной выразительницей объективного исторического процесса, закономерно "работающего" на пролетариат, на социалистическое будущее. Революционность пролетариата, полагал Плеханов, вытекает, прежде всего, из его жизненного бытия, порождаемого самой капиталистической системой, и задача партии в том, чтобы, воспитывая классовую сознательность, развивать эту революционность, направлять ее в "правильное", социалистическое русло. Партия - это важнейшая форма организации революционной активности масс. В отличие от Ленина, партия у Плеханова, будучи авангардом рабочего движения, не стоит над этим движением, а профессиональные революционеры не подминают под себя всю партию, в которой, как утверждал Георгий Валентинович, должна быть богатая внутренняя жизнь. Не случайно, что он выступал против "крайней централизации" в РСДРП, считая, что это может негативно сказаться на активности членов партии, а также сузить ее опору в рабочем движении. После раскола РСДРП на II съезде Плеханов до конца октября 1903 г. был на стороне большевиков, но потом примкнул к меньшевикам, надеясь, среди прочего, что это поможет восстановить единство партии, помешать утверждению в ней ленинской авторитарности.