Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
Михайловский активно участвовал в идейно-политической жизни России почти сорок лет. Известность ему принесла работа “Что такое прогресс? ” (1869), где дан обстоятельный анализ собрания сочинений Г. Спенсера. Затем одна за другой появились “Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871), “Философия истории Луи Блана" (1871), “Борьба за индивидуальность” (1875-1876) и, наконец, главный труд его жизни “Герои и толпа" (1882). Стержень социологических взглядов Михайловского - идея “борьбы за индивидуальность”, являющаяся основой прогресса. В соответствии с данной концепцией вся история подразделяется на три этапа, для которых характерно различное соотношение личности и общества: объективно-антропоцентрический, эксцентрический и субъективно-антропоцентрический. Такая постановка проблемы приводит к анализу взаимоотношений героев и толпы - это, пожалуй, одна из центральных тем в социологических дискуссиях 90-х годов. Михайловский, по существу, первым исследовал психологические особенности поведения человека в группе, влияние социальной среды на формирование психологии индивида и массы.
Непосредственным стимулом обращения к этой проблематике стала неудача “вхождения в народ" - социального движения российской интеллигенции конца прошлого века, пытавшейся установить контакты с “массой" ради ее просвещения и пропаганды в пользу республиканского строя. Однако, как известно, крестьянская община не поддержала “ходоков”. В лучшем случае их изгоняли из деревни, в худшем - сдавали ближайшему полицейскому приставу.
Иную парадигму социологического мышления являл собой марксизм, влияние которого в России стало ощутимым во второй половине XIX в. В 1869 г. был переведен на русский язык “Манифест Коммунистической партии”, а спустя три года - первый том “Капитала”, воспринятые представителями зарождавшегося социал-демократического движения в качестве последней научной истины. Наиболее характерные социологические работы данного направления - “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1885) Г.В. Плеханова и “Развитие капитализма в России” (1899) В.И. Ленина. Тогда же написана и известная статья Ленина “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов? ” (1894). В этих работах, посвященных критике народнической социологии в различных ее вариантах, прежде всего опровергалась идеалистическая концепция русской сельской общины как некоего начала, способного противостоять проникновению капиталистических отношений в Россию. Кроме того констатировался тот факт, что страна уже встала на капиталистический путь развития и потому всякие надежды усовершенствовать общественные отношения на основе абстрактных нравственных идеалов иллюзорны и утопичны. России предстоит, как говорили тогда, “вывариться в фабричном котле”, т.е., пройти через конфликты между трудом и капиталом. В соответствии с марксистской доктриной, только рабочий класс обладает способностью сплотить вокруг себя все социальные группы и в ходе революционной борьбы против феодально-помещичьего, капиталистического и национального угнетения включить страну во всемирный поток социалистической революции. Ленин в “Развитии капитализма в России” на основе анализа материалов земской статистики показал, что капиталистические отношения не только пронизывают быстро развивающуюся российскую промышленность, но и проникают в сферу аграрных отношений, разрушая остатки крестьянской общины.
В связи с тем, что термин “социология" широко использовался в народнической литературе, создававшейся под воздействием трудов Конта и Спенсера, в ленинских работах этого периода данный термин употребляется крайне редко. Исключение составляет “Что такое “друзья народа”…”, где научная социология отождествляется с материалистическим пониманием истории. В дальнейшем Ленин противопоставлял марксизм как “единственно верное учение” социологии, выражающей, с его точки зрения, классовые интересы буржуазии. После установления Советской власти это обстоятельство выступало в качестве важного аргумента против соц социологического знания и социологической культуры.