Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
В общественной мысли Ленина заметное место занимал национальный вопрос. Еще при разработке первой программы РСДРП (1903) он рассматривался с позиций интернационализма, в интересах сплочения трудящихся разных наций (национальностей) и вероисповеданий в революционной борьбе. Однако обострение национального вопроса побудило Ленина в годы новой эмиграции еще раз к нему специально вернуться, что нашло отражение в работах "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914). Ленин в частности защищал точку зрения, что право на самоопределение должно допускать возможность отделения национальных территорий от России и образования самостоятельных государств. Вместе с тем отделение рассматривалось как исключительный вариант, если из-за политики царизма, поощряющей национализм и шовинизм, будет невозможно "сожительство" отдельных наций в рамках единого государства, но даже в этом случае позиция партии по вопросу о возможном конкретном отделении должна была определяться интересами "борющегося пролетариата". Предпочтительным вариантом решения национального вопроса Ленин считал создание крупными нациями национально-территориальных автономий (варианты федеративного устройства России в то время отвергались). Лениным и большевиками отклонялись требования еврейского Бунда, а также кавказских социал-демократов о признании культурно-национальной автономии, как противоречащие пролетарскому интернационализму. В контексте дискуссий по национальному вопросу Лениным была выдвинутая концепция о двух культурах - буржуазной и пролетарской - в каждой национальной культуре, которая, утверждая постулат о классовом характере культуры, не учитывала ее многих особенностей как духовно-творческого феномена.
Внимание Ленина к философии в годы новой эмиграции объяснялось необходимостью борьбы в защиту марксизма и материализма, против "идеалистического поветрия". В 1909 г. он выступил с философским трудом "Материализм и эмпириокритицизм". В нем резко и со значительной долей упрощений критиковались новомодные философы (включая А.А. Богданова с его "идеалистическим" эмпириомонизмом). Не менее важно, что Ленин возводил "партийность" в философское понятие, а саму философию рассматривал как "партийную" науку, которая должна способствовать "изменению мира", служить революционной борьбе пролетариата. В эмиграции, в 1914 - 1916 гг., Владимиром Ильичом было написано и другое крупное произведение "Философские тетради". Для Ленина характерно отнесение принципа пролетарско-революционной "партийности" не только к философии, но и к другим гуманитарным и общественным наукам. При этом "партийность" он провозглашал высшим выражением объективности.
В годы эмиграции ориентация Ленина на революционный путь решения общественных проблем нашла отражение и в его интернациональной деятельности. Развитие международной социал-демократии им рассматривалось под углом борьбы революционного и оппортунистического направлений. В отличие от позднего Ф. Энгельса Ленин скептически относился к возможностям социал-реформаторства, завоевания власти рабочим классом развитых стран парламентским путем. Повышенное внимание он уделял непосредственным проявлениям революционности в деятельности европейских социал-демократических партий, поддерживал группы ("германские левые", "трибунисты" в Голландии, "тесняки" в Болгарии) и отдельных социалистов, выступавших за активизацию революционной борьбы масс, в том числе путем использования политических стачек по "русскому примеру". Революционная линия защищалась Лениным - по мере возможностей - на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах Второго Интернационала и в Международном социалистическом бюро (МСБ), членом которого он был в 1905 - 1912 гг., представляя российских социал-демократов. На Штутгартском конгрессе Ленин стал одним из авторов (наряду с Мартовым и Р. Люксембург) поправки к антивоенной резолюции германского социал-демократа А. Бебеля, призывавшей использовать кризис в случае начала европейской войны для "ускорения ликвидации классового господства буржуазии".