Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История становления социологии в России
В теории перерастания проявился революционный максимализм Ленина, поскольку допускалась - в противовес "классическому", ортодоксальному марксизму - вероятность социалистической революции в стране, в которой для нее еще не созрели материальные и социокультурные предпосылки. Ленин, ранее явно преувеличивавший уровень развития капитализма в России ("средний уровень"), глубину его проникновения в промышленность и, тем более, в сельское хозяйство, допускал сокращение сроков - максимальное при благоприятной динамике событий - движения страны по пути капитализма и буржуазной демократии. Однако революцию в России Ленин рассматривал в контексте мировой революции, связывая "внутреннюю" перспективу с "внешней": свержение самодержавия, как он надеялся, послужит сигналом для начала революционных событий в передовых странах Европы, где и будет находиться эпицентр интернациональной пролетарской борьбы. Акценты о взаимосвязи "внутренней" и "внешней" перспектив несколько изменились после спада первой революционной волны в России. Ленин, вновь оказавшийся в эмиграции, повышенное внимание стал уделять проявлениям начавшейся борьбы за власть "передовым пролетариатом Европы", не исключая, что именно в более развитых странах, еще до свержения самодержавия в России, произойдут решающие события. Фактически вождем большевиков применительно к началу XX в. разрабатывались решения, причем в революционно-практической плоскости, о взаимообусловленности мировой и национальных революций. При этом для построений Ленина характерно расширение ареала мировой революции, в рамках которого он пытался выстроить в одну "цепочку" различные типы революций: социалистические, демократические, национально-освободительные. Однако мировая революция, о которой многократно говорил и писал Ленин, оставалась по сути иллюзорным идеологическим представлением: переломные, кризисные явления в общественном развитии действительно сопровождались волнообразным подъемом классовой борьбы в разных странах, вовлечением в нее новых, "разбуженных" масс населения, но не революционной борьбой мирового масштаба, острие которой направлено против капитализма.
Поборником революционного максимализма для разрешения общественных проблем Ленин оставался и в дальнейшем. Его убеждения не поколебали ни обновление государственного строя России в 1905 - 1906 гг., ни думский парламентаризм, ни реформы П.А. Столыпина. По-прежнему для Ленина реформы - "побочный результат" классовой борьбы; более того, они, по его мнению, не могли быть успешными в современной ему царской России. Вместе с тем Ленин, проявляя определенную гибкость в тактических решениях, признал необходимость использования - с учетом опыта германских и других западноевропейских социал-демократов - новых, легальных и полулегальных возможностей в интересах революционной борьбы в России. Им были разработаны основы тактики большевиков в Государственной думе (начиная с ее 2-го созыва в 1907) и в массовых организациях (профсоюзах, кооперативах, рабочих клубах), в которых, по утверждению Ленина, должна проводиться партийная линия. Несмотря на изменения обстановки в России в условиях "третьеиюньского режима", вождь большевиков жестко отстаивал необходимость развития РСДРП как партии-авангарда, для которой, как и прежде, приоритетна нелегальная деятельность. Отсюда острый характер его борьбы в союзе с Плехановым против "ликвидаторства", сторонники которого из числа меньшевиков выступали за глубокое реформирование РСДРП, вплоть до изменения ее типа путем создания, по примеру стран Западной Европы, "открытой", легальной рабочей партии. На фракционно-большевистской Пражской конференции 1912 г., объявленной общепартийной, "ликвидаторские" группы по настоянию Ленина были исключены из РСДРП.