Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проектирование системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении
Данные методы работы отдельных лиц администрации, привитые им при тоталитаризме социалистического строя, перебивают интерес осужденного к обучению, препятствуют получению качественного образования и своим примером воспитывают в осужденном только убеждения несправедливости властных структур и незаконности самих защитников закона, несет деструктивный характер и разлагает принципы нравственного воспитания осужденных
В пенитенциарной системе необходима апелляция к свободной воле человека, культивирование в человеке нравственности, правильной духовности, мотивации к осознанию своих проблем и стремлению к научению методов их разрешения, пониманию чужих проблем, сочувствию и альтруистичному настроению к бескорыстной помощи и поддержке.
Для реального осуществления вышеупомянутых идей нужно близкое и доверительное общение между социальным работником, пенитенциарными психологом и педагогом, сотрудником надзора и осужденным. Этот вопрос требует активного разрешения.
Одним из критериев зрелости современного общества становится социальная справедливость, которая заключается в создании равных жизненных возможностей для проявления интеллектуальных и творческих сил каждой личностью, ее готовности быть полезной обществу. В каких бы условиях не оказался человек, он, безусловно, имеет право на индивидуальную самореализацию, оказание квалифицированной помощи и социальную поддержку со стороны общества. Особенно в этом нуждается находящийся в изоляции осужденный. Он уже лишен части гражданских прав, потерял навыки полноценного социального общения и не может самостоятельно себя защищать, использовать многообразие средств для творческой самореализации.
Социальная справедливость становится ценностным основанием социально-педагогической работы, которая ориентирована на защиту каждого человека от дискриминации, любых форм унижения человеческого достоинства. Социально-педагогическое воздействие на осужденных заключается в создании условий для регуляции и саморегуляции их поведения, повышения культурного и общеобразовательного уровня. Такое воздействие перестраивает, в определенной степени, внутренний мир личности, помогает созданию у осужденных готовности к позитивному восприятию мер и средств исправления и перевоспитания, выработке активной жизненной позиции, осознанию социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в условиях социума.
Новое уголовно-исправительное законодательство Российской Федерации рассматривает уголовное наказание не только как кару за содеянное преступление, но, прежде всего, как процесс исправления осужденных. О внимании, которое уделяет государство поиску путей ресоциализации осужденных и профилактики рецидивной преступности, говорит тот факт, что ряд статей уголовно-исполнительного законодательства предусматривает организацию обязательного получения осужденными образования.
Это требует решения целого ряда взаимосвязанных задач. В первую очередь, необходимость усиления социально-педагогического аспекта деятельности через организацию образования осужденных. Справедливо представление, что образование есть руководство к изменению всего человека в его существе (Хайдеггер). Оно является средством, способным позитивно воздействовать на нравственно-психологическую сферу личности осужденного, его социальную адаптацию, ориентацию на социальные нормы, законы и правило социального общежития.
Специфика образовательной системы в пенитенциарных учреждениях обусловлена особенностями ее развития в условиях строгого содержания осужденных, специфичности целей и задач социального воспитания, наличия и развитости ресурсов. Так целевыми ориентирами являются образовательная подготовка осужденных как средства снижения их «социального дрейфа» в сторону нежелательного поведения в период постпенитенциарной реабилитации, а также непосредственная социализация, адаптация и реабилитация в условиях исправительной колонии. Позитивной особенностью такой системы стало законодательное закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе жизненно важных для пенитенциарных учреждений принципов: законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации как исполнения наказаний, так и воспитательной работы, а также стимулирования правопослушного поведения осужденных в соответствии с международно-правовыми актами обращения с ними.
Можно отметить благотворное влияние прихода Русской православной церкви в исправительной колонии с. Среднебелое Амурской области, дающего духовную помощь и поддержку осужденным. Ежегодно растет количество верующих осужденных. На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70000 верующих осужденных. В 64 субъектах Российской Федерации организованно 228 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 7500 верующих осужденных. Православные верующие составляют около 80%.