Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проектирование системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении
В прохождении процесса реабилитации, осужденный восстанавливает свои права, одновременно усваивает комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных социальных функций. При коррекции личности осужденного педагогу необходимо привести осужденного к осознанию своих ошибок, недостатков в поведении и наставить на путь осознанного перевоспитания. Не менее важна социальная адаптация осужденного, что представляет собой процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды, процесс и результат становления индивида социальным существом.
Синтезируя вышеприведенное, можно обозначить миссию школы в пенитенциарной системе следующими подразделами, где выводится, что учащемуся осужденному необходимо:
- открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации;
- дать каждому воспитаннику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям;
- воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями;
- создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности;
- обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся осужденных;
- построение школы, в которой развитие осужденных обусловлено сохранением их здоровья. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества;
- формирование черт физически развитой личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на здоровый образ жизни, личности образованной и самостоятельной, стремящейся к овладению опытом духовной жизни, нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры;
- создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников-осужденных в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире;
- организация психолого-медико-педагогического сопровождения, укрепление психического здоровья и личностного благополучия освобождающихся из мест лишения свободы в образовательном пространстве окружающей их действительности.
Проходя процесс ресоциализации и реадаптации, осужденному нужно осознать необходимость восстановления в прежних, утерянных им когда-то общепринятых социальных нормах, или заинтересоваться в научении и подчинении социальным стандартам для устранения как внутриличностных, так и межличностных социальных конфликтов.
Качество обучения школьников-осужденных во многом зависит именно от возможностей, потенциала самой школы, от единства ее подсистем, от ее организационной культуры и уклада жизни.
Пенитенциарные учреждения являются динамичными учреждениями, в которых самые важные элементы – это люди: сотрудники и осужденные. Пенитенциарные учреждения – это не неодушевленные предметы, целиком состоящие из зданий, стен и ограждений, и они не могут управляться лишь набором формул. Человеческий фактор должен приниматься во внимание на каждом шагу. Реальные изменения в любой пенитенциарной системе не могут происходить без вовлечения в этот процесс как сотрудников, педагогов, психологов, социальных работников, так и осужденных.
В изменившихся политических и социально-экономических условиях особенно важно обеспечить законность исполнения уголовных наказаний, должную охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, гарантированных им Конституцией РФ и действующим законодательством. Однако состояние законности и обеспечения прав осужденных далеко от совершенства. Согласно официальным данным, в 2005 г. за нарушение законности и прав человека к ответственности привлечено 1149 сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания. Ими совершено 77 преступлений и 551 иное нарушение законности. Самое тревожное, что по сравнению с 2003 г. последние показатели увеличились соответственно в 2 и 1,5 раза. В 2005 г. значительно возросло количество жалоб осужденных о нарушении их прав. Только в Минюст России их поступило свыше 12000 и около 3000 – Уполномоченному по правам человека в РФ. В этой связи вопросы обеспечения законности и соблюдения прав и законных интересов осужденных требуют углубленного исследования.
Даже сегодня, в 2008 году, когда так много сказано о реформировании пенитенциарной системы и переходе ее на гуманистические начала, некоторые сотрудники администрации, которым доверены полномочия по более-менее самостоятельной деятельности, проводит карательно-репрессивные меры, применяются методы интриг, коллизий вместе работающих осужденных для наиболее эффективных оперативных разработок. Воля осужденного подавляется силовыми методами, что несет осужденному социальный, психический и физический вред.