Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проектирование системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении
На непрерывное и стабильное развитие образования в пенитенциарной системе немаловажное влияние оказывает внешняя среда, т.е. сфера, в которой образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность, совокупность «факторов влияния» вне образовательного учреждения.
Внешняя среда состоит из «дальнего окружения» (влияния экономического прогресса, социального и культурного развития общества, экологии) и «ближнего окружения» (рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельность конкурентов, социальных партнеров). В условиях нашей страны очень важным фактором также является анализ действий органов государственной власти, изучение различных стратегических и нормативных документов федеральных и региональных органов управления образованием, экономических планов развития отрасли.
Рис. 1 / 14, с.19/
Как видно из схемы, развитие каждой школы ориентируется на определенное видение ее будущего, которое, в свою очередь, взаимосвязано и сопряжено с тремя важнейшими факторами внешней среды:
- окружающей средой, т.е. социальным окружением школы, заинтересованным в получении определенных образовательных результатов;
- политикой в сфере образования как области согласования интересов прямых и косвенных участников образовательного процесса;
- экономической политикой правительства, от которой во многом зависит ресурсная поддержка систем образования.
На развитие образования в местах лишения свободы реально ощутимо влияние политических, экономических, социальных, технологических (управленческих) факторов.
Политические факторы – все действия власти, влияющие на развитие школы: федеральные, региональные, муниципальные программы и проекты, законодательные документы.
Экономические факторы – экономическое состояние региона, города, села, основные работодатели, взаимоотношения с бизнесом, промышленными предприятиями, характер финансирования школы.
Образовательное учреждение, будучи по определению некоммерческой организацией (организация, не имеющая целью своей деятельности получение прибыли) и выполняя образовательную миссию, является одновременно и хозяйствующим субъектом, т.е. вступает в различные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями), осуществляет различные виды деятельности, связанные с получением хозяйственного (экономического) результата, принимает на себя обязательства.
Образовательное учреждение располагает определенными ресурсами – материальными, финансовыми, кадровыми – и может их использовать для осуществления хозяйственной деятельности.
Для успешного осуществления хозяйственной деятельности следует знать:
- какие условия необходимо выполнять для осуществления хозяйственной деятельности;
- какие именно виды деятельности разрешены или прямо запрещены образовательным учреждениям;
- какие обязательства накладывает на образовательное учреждение осуществление хозяйственной деятельности;
- в каких пределах образовательное учреждение может использовать имеющиеся у него ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности.
Для успешного осуществления хозяйственной деятельности необходимо знать ее основы и ограничения, установленные действующим законодательством, и особенности ее осуществления в сфере образования.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами: Гражданским кодексом РФ; Бюджетным кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Законом РФ «Об образовании».
Социальные факторы – взаимоотношения школы с обществом, демографическая ситуация, культурно-образовательные возможности микрорайона школы, общественные организации, социальное партнерство и т.п.
Технологические (управленческие) факторы – государственно-общественный характер управления образованием, действия органов управления образованием по отношению к школе.
С учетом вышесказанного, представим проект школы в пенитенциарной системе методами описания и анализа работы социального, психологического и педагогического характера. Тюрьма не исправляла никогда. Сегодня же она калечит человеческие судьбы еще безжалостней и непоправимей, чем когда-либо раньше. Положение в правоприменительной системе России грозит перерасти в национальное бедствие.
В начале данного раздела обозначим проект школы в пенитенциарной системе
– это учреждение, в котором происходит переоценка всех существующих в сознании учащегося-осужденного ценностей, средств и целей; даются правильные установки, производящие заинтересованность учащегося в получении необходимой системы знаний; предоставляется учащемуся возможность к выявлению и реализации своих творческих потенциалов; обеспечивается необходимая как материальная, психическая, так и духовная помощь и поддержка.