Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проектирование системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении
Данный проект необходим в связи с тем, что:
- при становлении сознательного правового, экономического, социального и индивидуально-психологического взаимодействия человеку необходима твердая и реально-сущностная фундаментальная база;
- для обеспечения благосостояния как отдельно взятого гражданина, так и общества в целом необходимо синергийное (совместно действующее) осуществление желаемых и деонтологических (проблемы долга и должного) аспектов жизнедеятельности, основанное на заинтересованности во взаимодействии нуждающегося в удовлетворении своих потребностей и интересов и лиц, компетентных в данном удовлетворении;
- для развития как общеобразовательных, так и специальнообразовательных программ с учетом индивидуальности как педагога, так и учащегося необходимо предоставление полигона для выявления и реализации творческого потенциала всякого заинтересованного и способного в подобной креативной деятельности человека.
Основную миссию общеобразовательной школы в местах лишения свободы приведем на примере миссии МВСОШ при ФГУ ИК-3 УФ СИН России по Амурской области.
Основными задачами данной школы является: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности и любви к Родине, окружающей природе, семье; формирование здорового образа жизни.
Миссия школы при исправительной колонии ст. Среднебелой заключается в том, что учащиеся-осужденные, отбывая срок наказания, должны научиться жить в современном обществе в согласии с его идеологическими, политическими, экономическими и социальными установками. При гуманизации пенитенциарной системы и социальной направленности государственного образования, сегодня основной задачей наказания должно ставиться достижение победы над насилием с целью ресоциализации осужденного, пробуждение интереса самого осужденного в получении качественного образования.
Современное уголовное право признает, что осужденный тоже имеет права, и у него отнимают свободу, но не все права человека. Парадокс: наказание ставит человека вне общества, а ведь человеку надо вернуться в общество. Решение этой проблемы является основной миссией нашей школы.
Одной из основных проблем в образовательной сфере пенитенциарной системы является недоверие осужденных к инновациям социального характера, что вызывает в среде осужденных безразличие к учебе, к социальной заботе о их дальнейшей судьбе. Недоверие к образованию в пенитенциарной системе возникает по причине того, что по освобождению, к бывшему осужденному относятся скептически. Образование, которое он получил в местах лишения свободы зачастую не имеет объективной ценности.
В связи с этим необходимо поднимать рейтинг образования, основанного не только на теоретических принципах гуманитарного и экзистенциального характера, но и посильно реализовывать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку на практике как в местах лишения свободы, так и по освобождению осужденного.
Воспитанник, как участник образовательного процесса, должен получить определенную систему знаний, что обеспечивает соответствующий уровень развития личности осужденного. В процессе образования в местах лишения свободы необходимо качественное обучение осужденных, что представляет собой целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Глубинно-сущностный смысл обучения состоит, прежде всего, в том, что в этом феномене органически соединяются три категориально значимых педагогических явления: собственно педагогическая деятельность (преподавание), воспитательное самостановление взрослой личности (самообразование и самовоспитание) и целостный педагогический процесс.
В процессе обучения, воспитания и образования учащийся-осужденный должен развиваться в общественно полезном направлении, проходить процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие
здесь обозначает поступательно-прогрессивные, количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения качеств личности осужденного, совершающиеся в результате его вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений.
Школа при исправительной колонии, как социальный институт, ориентируется на определенный «заказ», формируемый обществом и включается в систему государственно-общественного управления. Поэтому в современных условиях она должна выполнять свою роль в процессе реабилитации, коррекции и ресоциализации осужденного.