Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль семьи в реабилитации и интеграции ребенка в общество
· Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач реабилитационного процесса. К ним относятся:
Ø медико-биологические знания о патологии ребенка, ее причинах и следствиях; о продолжительности и содержании лечения; возможном риске и осложнениях в ходе лечения и др.;
Ø гигиенические знания об особенностях кормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.;
Ø социально-правовые знания о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных; о возможных источниках материальной помощи и др.;
Ø психотерапевтические знания о стадиях протекания стресса и его последствиях; о механизмах саморегуляции и методах психотерапии;
Ø психолого-педагогические знания о возрастных особенностях детей;
Ø об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его патологией;
Ø о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления; создании ситуации успеха в общении и обучении.
· Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения и навыки:
Ø психогигиенические (уметь преодолевать стрессовые ситуации, оказывать психотерапевтическое воздействие на ребенка);
Ø коммуникационные (уметь налаживать отношения, разрешать конфликты в семье и с ближайшим окружением);
Ø педагогические (владеть навыками педагогической коррекции, в том числе методами игротерапии, раннего развивающего обучения, логопедическими приемами и упражнениями и др.);
Ø социальное адвокатирование (уметь защищать собственные интересы, а также интересы и достоинство ребенка, причем как в официальных учреждениях, так и в неформальном общении);
Ø лечебные (владеть некоторыми лечебными методиками: общий, точечный массаж и пр.).
Ситуационно-ролевая адаптированность семьи в какой-то мере зависит от ее психологического, культурного, экономического потенциала, но в значительной степени достигается все же с помощью специалистов.
Повышая реабилитационную культуру и реабилитационную активность семьи, изменяя отношение к ребенку, социальный педагог тем самым способствует росту адаптивных возможностей, актуализации внутренних ресурсов семьи, а значит и решению имеющихся у нее проблем, профилактике кризисных ситуаций.
Не смотря на значимость семьи в ситуации рождения особенного, родители сталкиваются с экономическими, социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, этическими проблемами.