Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль семьи в реабилитации и интеграции ребенка в общество
В нравственном воспитании особенно важную роль играет личный пример родителей. Социальное воспитание, а именно привитие навыков общения, играют важную роль в развитии детей с умственными и психическими ограничениями, определяющую их интеграцию в общество.
Укрепление здоровья особенно необходимо больному ребенку. Родителям нужно регулярно заниматься с ребенком лечебной физкультурой и спортом, так как они дают возможность не только выправить физические дефекты, но и реабилитировать ребенка в социальном и психологическом плане. Занимаясь спортом, преодолевая свои физические ограничения, добиваясь успехов и побед, ребенок может стать полноценным членом общества.
Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми.
Каждая из них (сфер семейного воспитания) подразумевает активную деятельность взрослых по отношению к своим детям.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.[5]
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности. [37]
В случае ребенка с ограниченными возможностями роль семьи становиться еще более значимой, так как помимо воспитания родителям приходится осуществлять необходимый уход, организовывать лечение и образование. Родители берут на себя ответственность за то, чтобы приблизить к нему этот мир, эта ответственность не должна перекладываться на специалистов. Потому что ни один социальный институт кроме семьи не может раскрыть ребенку такой широкий спектр для развития.
По сути, нарушение как таковое становится очевидным лишь в отношении к окружающему миру. По мнению Т. Вейса, в границах собственного бытия у ребенка нарушений нет, они появляются лишь в тех общественных, жизненных ситуациях, в которые он попадает, вспомнив о принятых в определенном окружении правилах, привычках ценностях, мы сможем поговорить о нарушениях, которыми страдает ребенок. Вопросы сводятся к следующему: «Будет ли мой ребенок жить и нормально развиваться? Станет ли он нормальным человеком, или же у него обнаружатся какие-нибудь нарушения?»
Необходимо иметь в виду еще один существенный аспект, а именно: генетическая структура определяет конституцию ребенка, но не его развитие.
Любое развитие должно проходить через разочарования, лишения и что без этого оно не может продвигаться вперед. Лишь в этом случае генетические особенности, унаследованные тем или иным индивидуумом, могут рассматриваться как «ограничители», которые следует принимать во внимание с самого начала и которые человек должен наполнять определенным смыслом.