Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль семьи в реабилитации и интеграции ребенка в общество
Характерно неразвитое мышление, леность, и как следствие, низкая речевая активность и общее недоразвитие речи.
Но, несмотря на эти характеристики, состояние ребенка с умственной отсталостью может быть улучшено. Нервная система детей податлива к обучению, и систематические занятия с педагогами и родителями могут существенно развить психические функции, подготовить ребенка к школе, к жизни в обществе. Занятия по развитию внимания, мышления, речи должны: быть регулярными, совмещаться с играми, общением, повседневными делами ребенка, значит, они находятся главным образом в компетенции родителей. Прежде всего, малышу, хоть и умственно отсталому, нужно достичь некоторой социальной зрелости, необходимой для обучения в школе. То есть почувствовать потребность в общении со сверстниками и взрослыми, научиться подчиняться установленному режиму. Для этого родителям лучше не прятать ребенка от посторонних глаз, а наоборот, организовать его встречи с другими детьми, учить быть вежливым, считаться с чужими желаниями. Необходимо, чтобы ребенок мог ориентироваться в жизненных ситуациях. Эти ситуации можно моделировать в игре, максимально приближая ее к реальности.
Каждая из основных сфер воспитания предполагает активную деятельность взрослых в реабилитации своих детей.
Реабилитационной активностью семьи понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитационная активность семьи включает в себя:
1) активность в поиске источников медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями;
2) активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;
3) собственно социальная активность семьи, т. Е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».
Реабилитационная активность семьи может быть оценена как высокая, средняя и низкая.
Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Активность проявляется по трем вышеперечисленным направлениям. Высокая активность — непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач.
Семьи со средней реабилитационной активностью непоследовательны, малоинициативные, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца.
Семьи с низкой активностью занимают позицию «жертвы», процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др. Такие семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии поддержки и сотрудничестве реабилитации.
Реабилитационная культура представляет собой специфическую систему ценностей, идей, знаний и навыков, помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса.
· Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы философии независимой жизни, гуманистические принципы и ценности, идеи компенсаторного развития, по Л.С. Выготскому, заключаются в том, чтобы создать социальную компенсацию физического или психического недостатка ребенка, находя пути налаживания социальных связей с жизнью.