Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль семьи в реабилитации и интеграции ребенка в общество
Самая важная задача родителей — научиться смотреть на своего малыша, прежде всего как на ребенка с определенным потенциалом. Ни один ребенок не является тем, чем кажется нам в данную минуту; в нем уже теперь живет тот человек, которым он станет в будущем. [7]
Любой ребенок проходит через фазу полной зависимости от своей семьи, являющейся его первым близким окружением, и единения с ней. И все же малыш находится на пути к себе самому, на котором он в какой-то момент отделится от семьи.
Именно в этом процессе ребенку существенным образом можно помочь, иначе у него возникнут преждевременные разочарования. Если родители, с одной стороны, осознали семейную связь со своим малышом, а с другой — признают за ним потенциальную исключительность, то для его развития не будет никаких значительных препятствий. Если же в семье нет ясности по этому вопросу (что нередко случается там, где есть дети, имеющие какие-либо нарушения), то серьезным препятствием на пути развития ребенка становится сама семья. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали эти основные причинные связи социального успеха или неуспеха ребенка.
Необходимо стремиться к созданию атмосферы общности, в которой потребности всех членов семьи будут уважаться и, по возможности, достичь гармоничного единения.
Вся семья вместе должна обсудить вопрос о разумном и рассудительном обращении с ребенком, не позволяя ему при этом усомниться в их любви к нему. Даже если больной ребенок станет причиной обиды или боли или если ему необходимо сделать замечание, то свою любовь к нему надо сохранять. Ни в коем случае не нужно наказывать ребенка. Всякому растущему ребенку, но, прежде всего, ребенку с нарушениями необходима та атмосфера, в которой никто не способен думать плохо о другом. Такую атмосферу легче всего создать в семье. [5]
Семейная реабилитация может давать существеннее результаты, если родители используют методическую литературу и регулярно занимаются с ребенком.
Физическое, социальное и нравственное воспитание существенно способствуют развитию ребенка. Например, занятия с ребенком лепкой, рисованием очень сильно развивает моторику, которая как правила нарушена у детей. Многие родители добились, чтоб их ребенок обучался в средней школе. Как, например мама ребенка(с диагнозом ДЦП), посещающая отделение реабилитации на Воронова 33, регулярно занимаясь развитием его психических функции, таких как, ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речью.
Сейчас очень много разработано специальных игр, задач, головоломок. Поэтому семья в состоянии собрать всю необходимую информацию о здоровье ребенка, управлять лечением и образованием, прибегая к помощи специалистов.
Вот, что рекомендует С.Д. Забрамная родителям умственно отсталого ребенка. Процессы обучения и воспитания такого ребенка затруднены. Но это не значит, что его личность не может быть сформирована по социально приемлемым нормам. Его развитием вполне по силам заниматься родителям, и ничего невозможного для людей без специального образования в этом нет.
Для умственной отсталости характерны грубые нарушения внимания: ребенок не способен к целенаправленной деятельности, концентрации на каком-либо процессе, объекте, отвлекается, на малейший раздражитель.
Объем внимания сужен: в любом объекте умственно отсталый ребенок видит меньше отличительных признаков, чем здоровый.
Есть существенные недостатки процессов ощущения и восприятия: замедленность и слабая диференцированность. В восприятии нарушена избирательность, целостность и обобщенность. Ребенок с трудом понимает смысл воспринимаемого, так как не способен выделить главные связи между предметами – только поверхностные.