Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Организационно-экономические аспекты благотворительной деятельности в сфере социального туризма
В условиях переходного периода сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией детей-сирот: ежегодно из 15 тысяч выпускников детских сиротских учреждений в течение следующего года попадают на скамью подсудимых 5 тыс.; становятся бомжами 3 тыс. и лишь 10% более-менее благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.
Целенаправленная политика Правительства Москвы и отношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволила достичь значительных успехов в области обеспечения социальных гарантий для данной категории, в частности, значительно укреплена материально-техническая база сиротских учреждений; организована работа по предоставлению летнего отдыха и оздоровления.
Ежегодно для 300 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, организуется бесплатный отдых в здравницах Российской Федерации, стран СНГ.
Тем не менее, остается проблема несформированности системы медико-психолого-педагогической поддержки детей-сирот, организации жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне сложившихся учреждений.
Дети-сироты, в силу их особого социального статуса, часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы – апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, они наиболее уязвимы для религиозных сект, преступных элементов, подвержены влиянию алкоголизма, наркомании.
В действующей государственной структуре социальной защиты населения и образования комплексному подходу к социализации детей-сирот до сих пор в силу разных причин не уделялось должного внимания.
Под социализацией принято понимать процесс усвоения ребенком социального опыта, культурных традиций и системы сложившихся общественных отношений, формирование жизненной позиции личности.
Специфика воспитания и обучения детей в учреждениях для детей-сирот не позволяет в полной мере решить вопросы социализации личности, адаптации, реабилитации и интегрирования детей-сирот в общество. Необходимо дополнить воспитательный процесс работой по нравственному воспитанию, культурному и творческому развитию, как комплексу мер по дальнейшей социализации воспитанника.
Социальная ориентация молодого человека, воспитание у него позитивных жизненных ценностей является основой его психологической, социальной, интеллектуальной и физической реабилитации.
Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.
Программа «Социокультурной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и иных детских интернатных учреждений г. Москвы на период 4 квартала 2004–2005 гг.» предлагает комплекс мер по ранней социализации детей-сирот путем расширения возможностей межличностного общения и предоставления вариативных программ по патриотическому воспитанию, культурному, образовательному и творческому развитию (табл. 20). Мероприятия программы являются значимым дополнением к существующей системе воспитания и образования детей-сирот, инициируют поиск новых образовательных и воспитательных форм. Одна из новых форм данной программы – использование каникулярного периода, а также выходных и праздничных дней не только в целях оздоровительного отдыха детей, но также и для реализации комплекса мероприятий, направленных на
всестороннее развитие личности воспитанников детских домов и детских интернатных учреждений.
Основная цель данной программы – организация системы мероприятий по социокультурной адаптации детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая комплекс мер по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию; культурному, образовательному, физическому и творческому развитию. Для этого осуществляется решение следующих задач:
– расширение компенсаторных возможностей системы образования в работе с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации;
– совершенствование процесса социализации;
– создание условий для успешного психологического и творческого развития;
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание, воспитание позитивных жизненных ценностей;