Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль общественной организации в реабилитации родителей, на примере анализа КРОО «Открытые сердца»
Для нас все семейные истории уникальны, каждый родитель имеет свои особенности. Но, тем не менее, анализирую материал интервью, родителями были заявлены схожие проблемы, с которыми родители столкнулись в ситуации рождения ребенка. Можно выделить 3 типа:
1 Тип. Дефицит поддержки со стороны окружающих.
Эти проблемы выносит сам родитель, опираясь на теорию Гурли Фюр, ключевая проблема связана с переживаниями потери ребенка мечты, а также процессом принятия ребенка с особенностями развития. Это период типичен для многих родителей. Здесь проблемы сфокусированы на своих собственных переживаниях и ощущениях, они носят субъективный характер. Важно понимать, что психологические проблемы, с которыми сталкиваются родители, могут привести к социальной изоляции семьи, вследствие чего родители деструктивны по отношению к своему ребенку. Период принятия ребенка, очень сложный, продуктивный выход из этого состояния, принятие ребенка и ситуации, построение новой картинке будущего.
Именно после принятия ребенка, появляются попытки выстраивание новых взаимоотношений с ним.
Ø Тип. Проблемы взаимодействия с ребенком. Отсутствие знаний особенностей развития с имеющимся диагнозом ребенка.
Смена фокуса проблем с себя на ребенка. Построение конструктивного отношения к ребенку, родитель пробует и понимает свои дефициты в работе с ребенком (знаний, умений). Проблемы дефицитарного характера по отношению к ребенку.
Ø Тип. Проблемы реализации прав и создания достойного будущего для своего ребенка. Переход на другой этап позволяют приобретенные знания, понимание особенностей ребенка, накопление опыта расширяет границы видения проблем. Видение проблем расширяется, характер проблем носит социальный характер:
На этом этапе родитель понимает всю важность процесса интеграции ребенка в общество, он становиться активным участником этого процесса, своею деятельностью создавая условия для нормализации жизни ребенка.
Также родители проговаривали проблемы тяжелого материального положения, эти проблемы нельзя назвать общими, так как они зависят от конкретной семейной ситуации. В организации есть возможность решать такие проблемы, путем привлечения спонсоров (относиться к функции поддержки родителей).
На основе анализа семейных историй, мы видим, что родители, занимающие сейчас активную профессиональную позицию в процессе интеграции и реабилитации ребенка, до прихода в организацию «переживали, ненавидели, желали смерти своему ребенку».
Видение ситуации родителем, описание их попытки действий, свидетельствует об определенном отношении к ребенку, в основании которого лежит позиция родителя. Опираясь на классификацию родительских позиций (Таблица № 1), можно говорить, что она показывает, на каком этапе видения ситуация находится родитель. Отношение к ребенку может меняться, это свойственно и в отношении нормального ребенка.
Заявленные родителями проблемы связаны как с восприятием ситуации, так и с позицией по отношению к ребенку, использую теорию переживания горя Гурли Фюр, можно представить ситуацию родителя:
Ø Родитель находиться в ситуации переживаний. По отношению к ребенку у родителя фиксируется не принятие. Этот тип характеризуется всеми этапами переживаний, появлением защитных психологических механизмов. Отрицания действительности, особое взаимодействие с социумом.
Ø Тип. Родитель пережил внутреннее горе и пытается построить новое будущее, жизнь с таким ребенком. Он начинает понимать, что с ребенком нужно по-особому взаимодействовать, занимаясь развитием необходимо знать не только особенности, но и методы.
Здесь возможно формирование такого отношения к ребенку, как самоценности и уникальности. Но для конструктивной позиции необходимы знания, т.к. в рамках центрированного подхода, основанного на развитии потенциала ребенка, необходимо знать специфику занятий, на что они направлены и т.д. Поэтому этот этап характеризуется обучением родителя, прохождения коммуникативных тренингов и т.д. Но родитель еще не совсем активный субъект процесса воспитания и реабилитации ребенка, он является в большей степени потребителем того, что дают специалисты.
Ø Тип. После приобретения определенных знаний анализа методик, родитель, осознавая свою роль особенного ребенка, понимает, что развитие ребенка предполагает индивидуальный подход, родители все больше начинают наблюдать анализировать поведение ребенка, понимая интересы и способности ребенка, начинают изобретать свои способы под нужды ребенка, преломляют свои знания под конкретного малыша. Формируется своя уникальная родительская позиция. Родитель выступает активным субъектом в создании условий для развития ребенка, формат его действий может носить социально-значимый характер, он начинает бороться за достойное будущее своего ребенка. Он инициативен и использует имеющиеся ресурсы для реализации идей.