Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Свободное время российских предпринимателей
Рассматривая таблицу "Специфика духовных интересов среднего класса" можно сделать вывод, что в проведении досуга у представителей этого класса преобладает отдых, нежели развлечения или самосовершенствование личности. Сейчас около 70 % представителей среднего класса составляют те, кто и в СССР входил в состав средних слоев общества. Поэтому на первом месте среди "развлечений" стоит просмотр старого советского кино, советской эстрады и чтение классической русской литературы.
Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни и одной из основных характеристик положения и устремлений предпринимателей в любой развитой стране мира. Активный досуг начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому "активный" тип досуга наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.
Какой же тип досуга в большинстве своем на сегодняшний день практикуют российские предприниматели?
Рисунок 4 Динамика типов досуга российского предпринимательства (1999-2003 г.г.), в %
Как видно из рисунка 4, в реальных моделях досуговой активности бизнесменов происходят именно типологические, качественные изменения. Доля простых, традиционных форм досуга и отдыха постепенно снижается, уступая место более продвинутым, современным, разнообразным формам заполнения свободного времени. Это находит отражение в том, что активный внедомашний тип досуга с характерным для него множеством развивающих, развлекающих, культурных, рекреационных, общественных компонентов занимает все большее место в жизни российского предпринимательства. Активный внедомашний досуг характеризует уже практически половину его представителей.
На вопрос: "Чем можно и чем вы хотите или хотели бы заниматься в свободное от работы время?", можно услышать разные типы предпочтений. К примеру, Пётр Зрелов- основатель холдинга "Диалог"- говорит: "Во-первых, консультированием. Во-вторых, чем-нибудь, связанным с сервисом: можно, скажем, ресторан открыть, гостиницу, спорткомплекс… Например, я сейчас занимаюсь культурно-спортивным комплексом в Подмосковье. И делаю там то, что никогда раньше не делал, - занимаюсь текущими проблемами конкретного бизнеса. Сейчас мне интересно заниматься всеми вопросами, даже самыми мелкими. Культурно-спортивный комплекс- нормальный коммерческий бизнес-проект, с определенными сроками окупаемости. В тоже время это- для души. Ведь когда работаешь непосредственно с клиентами, видишь ту радость, которую ты и твоя работа приносит людям. В большом бизнесе этого часто не хватает. Многих бизнесменов могут посещать такие мысли: денег уже достаточно, вот бы бросить все и уйти на заслуженный отдых. Упасть на диван, книжки почитать или, что вероятнее, "присосаться" к телевизору. Но ни у одного пока не получилось. И слава Богу- это просто-напросто опасно для здоровья. Резкое прекращение активной деятельности и смена темпа опасны- данное утверждение верно и для спорта, и для творчества, и для бизнеса. Мой отход от дел тоже не носил такого характера - "все бросить и уйти". Я продолжаю оставаться председателем совета директоров в "Диалоге", директором некоторых компаний нашего холдинга". [7. С. 60-61].
Коха Бендукидзе – директор "Объединенных машиностроительных заводов" - свое свободное время проводит в высшей школе экономики, где читает лекции студентам. "Они, по крайней мере, не порченные,"-говорит он. [8. С. 23].
На сегодняшний день 20,5% предпринимателей расценивают собственные досуговые возможности как хорошие, и еще 53,2% в принципе удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время. Для сравнения – среди низших слоев населения только в 6,3% считают свой досуг хорошим, в то время как половина уверена, что в этой сфере жизни у них плохие возможности. Отдыхом в период отпуска не удовлетворена примерно треть представителей среднего класса на фоне 64,4% в менее благополучных слоях населения. Даже в сфере общения с друзьями – наиболее распространенной и общедоступной форме заполнения свободного времени – у предпринимателей и тех, кто стоит ниже по социальной лестнице, оказываются разные оценки: хорошие возможности общения отмечают 59,3% бизнесменов и только 37,6% бедных.