Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Свободное время российских предпринимателей
Свободное время связывается с определенной структурой деятельности и отражает объективный взгляд на развитие личности. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов изложили свою концепцию свободного времени в книге "Человек после работы". "Свободное время - это особая форма, особый характер осуществления любого (или почти любого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. Деятельность в свободное время ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободная деятельность" [2; С.81-84]. К действиям этого рода, в зависимости от особенностей и потребностей личности, авторы концепции относили и чтение, и творческий труд, и встречи с друзьями, и сон, и приготовление пищи (для гурманов), а также бессмысленное праздношатание, принятие алкоголя, наркотиков.
Данная концепция отражает лишь один, крайний, взгляд на содержание свободного времени - крайне субъективный. Для нас важно то, что Гордон и Клопов в своей работе ввели такие составляющие свободного времени, как фактор свободы выбора и субъективное восприятие деятельности. Исследователи действительно были несколько агрессивно настроены против связи свободного времени с определенным кругом занятий. Но это лишь особенность в истории развития взглядов на трактовку понятия "свободное время".
В настоящее время можно выделить по меньшей мере две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые формируют и структурируют основные интересы той или иной части представителей среднего класса, а соответственно - влияют на избираемый ими тип досуговой активности. Первая модель так называемых обыденных духовных интересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнения свободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным - добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют по советской эстраде и старому советскому кино. Более молодые представители этой группы неравнодушны также к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденными интересами зачастую и ограничиваются.
Вторая модель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденные интересы. Приверженцы из среднего класса интеллектуальной модели досуга могут так же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе (русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметный интерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы.
Учитывая вышесказанное, посмотрим, чем же конкретно структура духовных предпочтений российского среднего класса в настоящее время отличается от потребностей менее обеспеченных слоев населения? (см. рис. 2).
Как видим, по многим параметрам интересы среднего класса и слоев, расположенных ниже него на социальной лестнице, идентичны. Традиционные пристрастия к возможным формам заполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой, оказываются в той или иной мере близки всем. Однако по ряду позиций, связанных, в первую очередь, с более выраженным интеллектуальным запросом, средний класс, безусловно, опережает тех, кто стоит на ступень ниже него. Заметен разрыв в стремлении к самообразованию (предприниматели выделяют это как важный компонент своей духовной жизни в 54,8% случаев), явно выше в их составе приверженность более современным типам духовных запросов - видео, Интернету, моде, дизайну.
Рисунок2 Специфика духовных интересов среднего класса и слоев ниже среднего класса, в%
Да и интерес к литературе, театру, искусству у среднего класса превышает его же у менее благополучных слоев населения.
Все это свидетельствует о преобладании у представителей этого сословия скорее интеллектуальных, чем обыденных интересов в сфере духовной жизни, и в сфере досуга вообще. Однако российский средний класс неоднороден, наряду с "интеллектуалами", составляющими большинство бизнесменов (примерно треть их) ориентирована на простые, обыденные приоритеты досуговой деятельности.