Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Свободное время российских предпринимателей
Свою работу я писала на основе котент-анализа, метода анализа литературы, интервью и вторичных социальных исследований. Я очень заинтересовалась этой темой и в процессе узнала много нового. Мне стало интересно, чем же живут эти люди, что кроется в их душе, какие у них предпочтения и как они проводят своё свободное время?
Почти каждый второй россиянин причисляет себя к средним слоям. Конечно, массовый средний класс в стране существует, Но и в нем, как в каждом обществе, есть свои уровни.
Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях строят свою деятельность на базе тривиальных решений и тривиальных способов их реализации. И лишь в "поворотных" моментах своей деятельности в целях выживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.
На следующей ступеньке пребывают люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше всего следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правили верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько другая, чем у первой, но все-таки у них уже есть пусть небольшой, но элемент другой мотивации- обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.
На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победа над конкурентами, стремление к обладанию власти, зачастую и благотворительность.
И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они, как деловые люди, способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное- иное, что можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность- это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия. [1. С.231-233]
Современный предприниматель человек занятой, беспрерывно работающий. Его цель- накопление капитала. Даже если он заработал уже достаточное количество денег, все равно продолжает "вкалывать", забывая о себе и о семье. И только иногда, когда позволит выкроить время на отдых, он проводит его или на диване с книжкой, или выезжает отдыхать на природу.
Сфера отдыха и досуга - важнейшая сфера повседневности, тесно связанная как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися по мере продвижения России к рынку. Удовлетворенность своим досугом является важнейшим индикатором положения и социального самочувствия, серьезно влияет на мировосприятие, формирует ощущение выигрыша или проигрыша от происходящих в стране реформ. Кроме того, доступность полноценной культурной и социальной жизни, возможности отдыха в период отпуска, расширение спектра социальных контактов и форм проведения свободного времени на практике являются одними из тех базовых качественных параметров, которые в настоящее время наиболее заметно дифференцируют жизненные стандарты различных групп населения России. Специфика реальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образ жизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальной обеспеченности, оказывается одним из главных критериев самоидентификации среднего класса.
Понятие "досуг" несет в себе два оттенка и обозначает: 1) отрезок свободного от работы времени и 2) период отдыха человека. Понятие "отдых" традиционно употребляется также в двух значениях: 1) состояние покоя (процесс отдыха) и 2) свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [4; С.73]. Можно заметить, что "досуг" определяется через понятия "времени" и "периода", а "отдых" - через "состояние" и "восстановление сил". Это дает почву для разграничения данных понятий, описывающих разные стороны и разные ступени одного процесса - процесса физического и духовного развития человека.