Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные направления, формы и условия проведения деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт»
Здесь обозначаются некоторые подходы к воспитательному процессу в организации, основывающиеся на опыте православной педагогики:
1. Создание положительного опыта. Мы не предполагаем конечного результата нашей деятельности и не можем сказать, что ребенок, покидающий нашу организацию, должен иметь тот или иной заранее заданный ему стандарт. Наша задача окружить ребенка, напитать его теми истинными ценностями, которые позволят ему в действительности удовлетворить насущные человеческие потребности. Мы не уверены, произойдет ли это сейчас или много лет позже. По словам Ф.М. Достоевского, все воспитание может быть в том и состоит, что «Ничего нет выше, и сильнее и здоровее, и полезнее впредь для Жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома . Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое ни будь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить нам когда-нибудь во спасение .»
2. Педагогика встречи. Ничто не способно так повлиять на душу ребенка, как встреча с человеком, который обладает жизненной мудростью. Не важно, каков его возраст, важно то насколько он способен ставить вопрос о смысле и назначении жизни данной нам Всевышним. Конечно, таким человеком в первую очередь может быть священник. Может быть просто добрый христианин. Одно из назначений организации мы видим в том, чтобы у каждого из наших детей в жизни произошла такая встреча.
3. Простота отношений. Несмотря на то, что мы, как организация имеем определенные традиции и правила, определяющие некий «каркас» организации, они никогда не становятся главными в наших отношениях. Иоанн Крондштатский так определил одно из свойств человеческой души: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетения отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезны сор . Не в том смысл, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении». Так и мы все видимые хитросплетения, так скажем организационной структуры, стараемся обращать в простые человечные отношения.
4. Положительный пример. Главный педагогический метод – положительный пример. Положительный пример это не только назидательная история. Это живой пример, ставящий каждого ребенка перед выбором, видя добрый путь – выбрать его или нет. В детстве проступок чаще всего оправдывается тем, что все так делают. Нет специальных приемов, реализующих этот принцип, просто в своем педагогическом делании следует помнить о том, что особенно влияет на душу ребенка: во-первых, положительный пример взрослых наставников; во-вторых, положительный пример сверстников, что особенно важно для ребенка; в-третьих, положительный пример самой организации. Наличие организации, объединяющей детей и взрослых, находящихся в духовном поиске – это возможность удержать от неверного шаг, даже тех, кто находится вне организации.
5. Православная педагогика. Православная педагогика опирается на вечные, вневременные ценности и готовит ребенка не просто к жизни в обществе, а в первую очередь быть человеком, таким, каким ему определено быть Господом, в любых жизненных условиях.