Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Основные направления, формы и условия проведения деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт»
МДОО «Егорьевский следопыт» не занимается самодостаточным воспитанием детей и подростков, а лишь дополняет уже существующие формы.
Организация осуществляет свою деятельность, основываясь на трех методах воспитания, в наибольшей степени соответствующих целям и задачам организации:
1. Скаутский метод;
2. Православная педагогика;
3. Современное научно-практическое осмысление психолого-педагогических подходов к воспитательному процессу.
Скаутский метод – это совокупность взаимосвязанных методов воспитания, являющаяся воспитательной системой Скаутинга. В Конституции Всемирной организации Скаутского Движения Скаутский Метод определяется как «система прогрессивного самообразования» через:
– Обещание и Закон;
– учёбу через дело;
– членство в малых группах (например, патрулях), включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности, и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надёжности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству;
– прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» [27, с. 7-9].
Скаутский метод разработан основателем скаутского движения англичанином Баден-Пауэллом.
Целью Скаутского метода является содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека «как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества» [55].
Скаутский метод пронизывает всю деятельность скаутской организации и является её фундаментом.
В настоящее время Скаутский метод рассматривается как система прогрессивного самовоспитания молодых людей, основывающаяся на их естественном развитии. Для скаута Скаутский метод – способ раскрытия своего личностного потенциала, осознания собственных интересов и приобретения уникального жизненного опыта.
Скаутский метод – это воспитательная система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов:
1 верности Скаутскому Закону и Обещанию;
2 обучения через дело;
3 членства в малых группах;
4 символической основы (системы скаутских символов);
5 личностного прогресса в соответствии с программой прогрессивного развития личности;
6 жизни в гармонии с природой;
7 поддержки взрослых.
Каждый из элементов скаутского метода выполняет свою особую воспитательную функцию, и в то же время все эти элементы вместе образуют уникальную целостную систему, дополняя и усиливая воздействие других. Отсутствие какого-либо из элементов или его использование не по назначению нарушит целостность воспитательной системы, изменит её суть.
В таком случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга – способствовать личностному развитию молодых людей.
Характеризуя Скаутский метод, Баден-Пауэлл говорил: «Скаутинг – это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его действия неудовлетворительны».
Основа православной педагогики – Православная вера. По словам К.Д.Ушинского: «Для нас нехристианская педагогика – вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все чем человек как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается, прежде всего, и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне – впереди человека и народов».