Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Влияние скаутского движения на социализацию личности.
Скаутинг принадлежит к последнему типу воспитания, потому что он имеет место вне рамок формальной системы, является организованным институтом, имеющим воспитательную цель и обращенный к определенной воспитательной группе.
Скаутинг необходимо четко отличать от чисто развлекательного движения, хотя в некоторых частях мира существует тенденция к такому восприятию его облика.
Несмотря на важность развлекательных мероприятий в скаутинге, они могут восприниматься как средства достижения цели, но ни как цель сама по себе.
Воспитание необходимо также отличать от процесса усвоения специальных знаний или навыков. Воспитание подразумевает развитие умственных способностей – «учиться знать», «учиться познавать» и развитие позиций – «учиться быть», в то время как процесс приобретения специальных знаний или навыков известен как «учиться делать».
Первые два аспекта являются базовыми для Движения, в то же время приобретение специальных знаний или навыков выступает как средство для достижения цели.
В соответствии с собственными словами основателя здесь, таким образом, формируется самая важная цель в скаутской подготовке – воспитывать, но не учить, так как воспитывать, означает привлекать мальчика к тому, чтобы он учился для самого себя, по собственному желанию, вещам, которые сформируют его характер
Скаутинг обращается к молодым людям, он является молодежным движением, роль взрослых в котором состоит в том, чтобы помочь молодежи в достижении целей скаутинга. Наряду с широкими рамками возрастных категорий молодых людей в Движении, в нем нет жестких правил, касающихся этой проблемы, и каждая национальная скаутская организация определяет собственные возрастные категории в ней.
Скаутинг открыт для всех без различия происхождения, расы, классовой принадлежности или вероисповедания. Таким образом, одним из основных правил движения является принцип недискриминации, имея также в виду, что добровольно принимаются его цель, принципы и метод.
Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ.
Цель движения определяет сущность и содержание его деятельности.
Такое определение цели отражает преимущественно воспитательный характер Движения, которое сориентировано на полное развитие способностей личности. Один из основных принципов воспитания заключается в том, что различные составляющие человеческой личности – психическая, интеллектуальная, общественная и духовная – не могут быть развиты в изоляции одна от другой. Процесс развития личности по своему определению являются интеграционными.
Скаутинг является одним из многих факторов, способствующих развитию молодежи, и сам по себе не может заменить семью, школу, религиозные и другие социальные институты, его следует воспринимать как движение, дополняющее воспитательное воздействие этих институтов.
Концепция воспитания ответственных граждан является одним из основных направлений скаутинга и должна пониматься в широком контексте.
Личность является, прежде всего, индивидуумом и он интегрирован в сообщество индивидуумов на своем уровне, которое выступает частью более широких политических структур (район, область, штат, кантон и т. п.), всего, что составляет суверенное государство или страну, которое, в свою очередь, является членом международного сообщества. Ответственный гражданин должен сознавать свои права и обязанности по отношению к различным сообществам, к которым он принадлежит.
Принципы скаутского движения – это основополагающие законы и убеждения, которым необходимо следовать при достижении цели. Они представляют кодекс поведения.
Скаутинг основывается на трех принципах, которые представляют его основополагающие законы и убеждения: «Долг перед Богом», «Долг перед другими» и «Долг по отношению к себе».
Первый принцип определяет отношение личности к духовным ценностям жизни, второй – отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий – к обязанностям личности перед собой.
Долг перед богом определяется как «приверженность духовным принципам, верности религии, которая выражает их, принятие вытекающих из этого обязанностей».
Следует отметить, что в отличие от названия сам текст не содержит слова «Бог». Это сделано с целью показать, что данное положение относится также к религиям, которые являются немонотеистическими, как, например, индуизм или другие религии, не имеющие персонализированного Бога, как буддизм.
Баден-Пауэлл, когда его спрашивали, каким образом религия входит в скаутинг и гайдинг, отвечал: «Она и не входила. Она уже находится там. Она является фундаментальным фактором, поддерживающим скаутинг и гайдинг»