Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Влияние скаутского движения на социализацию личности.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности. В целом институты, механизмы, субъекты социализации представляют собой особую структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой изменения в одной части являются производными от изменений в другой части. Сам же процесса социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы.
Скаутское движение является добровольным, неполитическим воспитательным движением для молодых, открытым для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными основателем Движения и приведенным ниже.
Движение – означает серию организованных мероприятий, осуществляемых в соответствии с целью. Движение, таким образом, предполагает наличие как цели, которую надо достичь, так и определенной организации, необходимой для осуществления цели.
Добровольный характер скаутинга подчеркивает тот факт, что члены Движения вступают в него по собственной воле и потому, что они принимают фундаментальные принципы движения. Это относится и к молодым людям, и к взрослым.
«Неполитическое» – данное положение обязательно по Конституции для всех национальных ассоциаций и является базовой характеристикой движения.
Как воспитательное движение скаутинг является неполитическим в том смысле, что он не вовлечен в борьбу за власть, которая составляет сущность политики и обычно отражается в системе деятельности политических партий. Тем не менее, это не означает, что скаутинг полностью изолирован от политических реальностей в условиях какой-либо страны:
во-первых, скаутинг – это движение, цель которого развивать гражданскую ответственность, а гражданское воспитание не может осуществляться без понимания политической жизни страны;
во-вторых, скаутинг – это движение, которое основывается на определенных, принципах фундаментальных законов и убеждений, которые, в свою очередь, обуславливают политические предпочтения членов движения.
Воспитательное движение – это, вне сомнения, сущностная характеристика скаутинга.
В самом широком смысле термина воспитание может быть определено как процесс, направленный на полное развитие способностей личности.
Слово «воспитание» обычно ассоциируется со школьной системой, которая, тем не менее, является только одной из форм воспитания. В соответствии с классификацией ЮНЕСКО может быть выделено три типа воспитания:
– «формальное воспитание» – это иерархически структурализированная, выстроенная по времени, воспитательная система от начальной школы до университета;
– «неформальное воспитание» – это процесс, в ходе которого каждый индивидуум на протяжении всей жизни приобретает в силу ежедневного жизненного опыта и влияния, имеющих воспитательный характер и обусловливаемых средой окружения индивидуума, позиции, ценности, навыки и знания;
– «внеформальное воспитание» – это организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания и идентифицируемые воспитательные цели.