Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе
Исторически социальная работа возникла из практической деятельности по обеспечению благосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной, защите их интересов.
Корни социальной работы находятся в глубине веков. Народы, населяющие нашу планету, имеют множество различий быта, веками сложившиеся особенности национальной культуры, обычаи и традиции, но общим для всех является способность к состраданию, сопереживанию, вытекающая из естественной человеческой природы, проявившаяся уже на ранних стадиях развития общества.
Благотворительность всегда входила в число важнейших человеческих добродетелей. Исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни считались основными доказательствами святости. Поэтому чем более помпезный характер носили формы «нищелюбия», тем больше правитель (царь, император, князь) был достоин почестей святого. В связи с этим возникли публичные обеды, которые являлись древнейшей «демократической» традицией в Древнем Риме и Древней Греции. Традиции подобных трапез по случаю каких-либо больших празднеств или общественных событий, не являлись исключительным явлением, а носили политический и общественный характер.
Помощь и взаимопомощь как особая форма взаимоотношений между людьми впервые начала исследоваться в древнегреческом обществе. Именно в этот период появилось понятие «филантропия», означающее любовь к людям, благожелательное отношение одного человека к другому, помощь неимущим, благотворительность. О благотворительности как о прерогативе государства говориться в этике Платона. Человеческая добродетель, как врожденное человеческое свойство рассматривается в учении о государстве и этике Аристотеля.
Раннему Христианству эти понятия также не были чужды. Христианский гуманизм проявляется в милосердии как необходимой части христианской этики, которая связана с нравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной работой по спасению своей души, за что следует воздаяние Бога, так и с тем, что милосердие позволяет подходить к человеку безоценочно, видеть только его проблемы и предлагать способы помощи. До XIX века основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри. Неотъемлемым атрибутом монастырской жизнедеятельности было кормление убогих, нищих, организация приютов, госпиталей, сбор пожертвований в пользу бедных.
«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основе ее лежали мотивы участия к судьбе человека, к его нуждам и проблемам, поэтому внутренним смыслом следующего периода являлась «деятельная одаривающая любовь».
«Агапе» как нормативное требование межличностного взаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечерних молитвах и трапезах. Со временем процесс этот усложняется и расширяется по мере того, как деятельность христианина принимает различные формы.
В конце XVIII - XIX вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся.