Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и проблемы
Актуальной является задача подготовки кадров для управленческого уровня социальной сферы. Административно-управленческая деятельность в социальной сфере - это самостоятельное направление в системе подготовки управленческих кадров. Работники управленческого звена должны быть и профильными специалистами и, особенно, умелыми организаторами социальной защиты населения. В качестве основных областей здесь можно выделить административное управление, планирование, организационную деятельность, разработку и оценку социальных программ и программ социальных услуг. А это требует глубоких знаний как в области теории менеджмента, так и всесторонней компетенции в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Важной становится задача специализации в социальной работе, формирования узких специалистов, ориентированных на работу с конкретной группой населения, профессионалов, специализирующихся на работе и решении проблем отдельного клиента, группы клиентов (семья, женщины, дети, молодежь, старики и т.д.).
Развитию социального образования в республике способствовали бы фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области теории и практики социальной работы, внедрение инновационных форм образования социальных работников. Перспективной признается многоуровневая система социального образования, в организации которой используется модульный принцип. Обучающийся в силу сложившихся обстоятельств может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не сразу, не в «один присест», а разновременно и последовательно, набирая необходимые «блоки». Если студент, проучившись, скажем, два года, вынужден прервать учебу, то он становится обладателем относительно завершенной стадии высшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»). При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организация обучения ближе к типу «открытого» института – признанной на Западе формы непрерывного образования взрослых.
Оправдывает себя организация филиалов вузов, специализирующихся на подготовке социальных работников, в тех регионах, где местные вузы не ведут такой подготовки, или ведут в недостаточных объемах. Достоинство данной образовательной системы состоит в том, что студенты могут получать образование без отрыва от производства и места жительства: не они едут к преподавателям, а преподаватели едут к ним.
Перспективными представляются методики использования видеоматериалов – от иллюстрации отдельных положений лекции, записи ее фрагмента на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции – пока весьма дорогостоящее дело, а потому мало доступное как социальной, так образовательной системам.
Развитие дистанционных, т.е. осуществляемых на расстоянии, форм обучения также представляется сегодня объективной необходимостью. По мере улучшения материальной базы и совершенствования системы коммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального методического инструментария, с другой, расширяются такие виды обучения, которые основаны на применении компьютерной передачи информации, использовании электронных учебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реального времени.