Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и проблемы
Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников ведется в Государственном институте управления и социальных технологий БГУ, в Белорусском педагогическом университете имени М. Танка, в Белорусском государственном университете культуры, в Учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», в филиале Московского государственного социального университета и др.
За последние годы в этих и других учебных заведениях по очной и заочной формам обучения выпущено довольно большое количество специалистов по социальной работе с высшим образованием, значительная часть которых работает в государственных и негосударственных структурах системы социальной защиты. Анализ показывает, что выпускники ВУЗов получают достаточно широкую профессиональную подготовку в области социальных, психологических, политических, экономических, управленческих знаний, форм и методов социальной диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видов реадаптации.
Вместе с тем система профессиональной подготовки кадров в области социальной работы в нашей стране испытывает определенные трудности. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития общества. Во-вторых, подготовка в вузах специалистов по социальной работе еще не имеет сложившихся собственных традиций. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт и недостатки, имеющиеся в подготовке кадров по другим специальностям, не учитывают того, что подготовка специалистов для социальной работы требует новой полной развернутой структуры процесса подготовки — от изучения социального заказа до программ индивидуального целенаправленного обучения будущих работников в ВУЗе, а также их совершенствования в процессе непрерывного образования.
Издавна в вузах сложилась традиция организации производственной практики на старших курсах, приближая ее к будущей профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Этот недостаток пока не преодолен и в системе подготовки социальных работников. Немало проблем в организации их практики в психологических, педагогических, медицинских службах, благотворительных организациях, других профильных органах и организациях.
И еще одна важная проблема. В учебных планах наших вузов на практику отводится очень мало времени, тогда как в зарубежных странах на этот вид обучения отводят до половины или трети учебного времени. Естественно, назрела необходимость корректировки учебных планов и сроков прохождения практики, имея в виду ее присутствие на каждом курсе.
Соответственно должна быть изменена и роль преподавателя ВУЗа, готовящего кадры для социальной сферы. Ему сегодня нужны не только знания как таковые, необходимо владение научными методами обучения студентов будущей профессии. Ныне общеобразовательные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи, которые, разумеется, по профилю не только близки, а, если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако было бы полезным и им глубже познать специфику социальной работы (через семинары, курсы переподготовки и т.д.), чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой – избегать в работе с этой категорией студентов абсолютизации своей дисциплины, памятуя, что социальная работа носит интегративно-комплексный характер, требует многоплановых знаний и учений