Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Задачи, методы, этапы организации исследования
Осознание осужденными средств, принципов и целей пенитенциарной социальной работы является одной из важных задач просветительской деятельности в пенитенциарном учреждении. Улучшение показателей предотвращения рецидива зависит от синергийной деятельности осужденного со специалистом социальной работы.
Гипотезой данного исследования является то, что в пенитенциарном учреждении необходимо утверждать взаимодействие технологий социальной работы совместно с учебно-образовательными программами и в синергии с осужденным как субъектом социальной работы (субъект-субъектные взаимоотношения).
Необходимо учитывать индивидуальные особенности осужденного, его социальный статус как в пенитенциарном учреждении, так и в обществе, его интересы, способности и потребности; так же уровень его заинтересованности в получении социальной помощи и поддержке.
Всвязи с тем, что знания объекта данного исследования достаточно противоречивы и изменчивы по причине как перемены объективных для осужденного условий существования, так и его субъективного мира, в данной работе принимается описательный (дескриптивный) вариант исследования, где целью плана является строгое описание качественно-количественных особенностей социальной структуры пенитенциарного учреждения и процессов, явлений деятельности института социальной работы в нем и работы специалиста социальной работы с осужденным по освобождению из мест лишения свободы.
При генеральной совокупности осужденных в исправительной колонии с. Среднебелое Амурской области равной 1000 человек, объем выборки взят 286 человек. Выборка была сделана с целью узнать о осознании заключенными сущности института социальной работы, о эффективности образовательной деятельности вечерней школы и АмГУ при пенитенциарном учреждении, их функций и сделать вывод о реальной социальной помощи и поддержки осужденным как отбывающим, так и освобождающимся.
В исследовании применялись следующие методы.
Первый метод – наблюдение, т.е. прямая регистрация событий очевидцем. Классификация наблюдений производится по различным основаниям. Тот процент осужденных, который первично осознал деструктивность противоправного поведения и приверженность асоциальным идеалам и ценностям и решил встать на путь исправления, записавшись в школу, поступив в институт, найдя дорогу в храм, по освобождению в большинстве снова встает на путь нарушения закона возвращаясь в места лишения свободы.
Проводя соучаствующее (включенное) наблюдение исследователь может слышать палитру мнений и наблюдать гамму мировоззрений. Часто видно искреннее желание не возвращаться в колонию, но попадая в ситуацию, нарушающую «кодекс чести», либо представляющую опасность для близких, бывших осужденный использует силовые методы противостояния агрессору, что приводит к негативным последствиям.
В большинстве наблюдается сплошной аморализм, цинично скрываемый перед представителями закона. В таком направлении осужденный взращивает в себе целое искусство лести и «хамелеона», что приводит осужденного к состоянию «двойного стандарта». Этот основной процент преступного контингента нуждается в качественной психологической помощи, т.к. не имеет еще укорененных ценностных установок и находится в состоянии психологических колебаний «между добром и злом».
Небольшой процент идеологов преступного мира – это каста рецидивистов, которые укоренились в ценностях «воровской идеологии» и, пользуясь авторитетом среди неопытных в арестантской жизни людей, манипулируют сознанием осужденной массы в своих целях. Всякое непослушание здесь подавляется силовыми как психологическими, так и физическими давлениями. Работа с данной категорией осужденных представляет особую сложность и включает в себя все техники и методы работы в местах лишения свободы.
Наблюдение показывает, что доминантой рецидива в меньшей мере являются социально-экономические условия освобождающихся осужденных и в большей мере искажение ценностных ориентировок, что приводит к деморализации осужденного.
Большую роль при включенном наблюдении имеет метод «агента влияния», т.е. пропаганды плюралистичности мнений, разнообразности идеологий, конструктивности законопослушного и деструктивности противозаконного поведения как для самого осужденного, так и для его семьи, родных и близких.
Проведение включенного наблюдения в пенитенциарном учреждении составляет один из ключевых методов исследование по выявлению высокого процента рецидива. Не менее важным является простое наблюдение, которое целесообразно применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы).
Вторым методом исследования является изучение документальных источников, т.е. любой информации, фиксированной в печатном или рукописном тексте, на аудио- носителе, на фото- или кинопленке.
Здесь наиболее плодотворным является изучение личных дел осужденных, их социальных паспортов, психодиагностических интервью, оценок изучаемого объекта людьми, окружающими и вступающими во взаимоотношения с ним. По возможности плодотворным является изучение личных дневников осужденного.