Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Деятельностный подход в процессе реабилитации родителей
Рассматривая деятельностный подход в педагогике, Д.И. Фельдштейн указывает на то, что именно в деятельности, совершаемой в начале с помощью взрослых, а затем самостоятельно, растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации, т.е. в деятельности происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей ребенка.
Важной характеристикой пространства социального развития является набор доступных видов деятельности, возможность включения в различные виды деятельности. Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т.д.), но и мотивационно – ценностную структуру.
Кроме того, внешняя деятельность человека, по мнению Л.С. Выготского, является необходимым условием формирования внутренней деятельности, всех высших психических функций человека, которые формируются в процессе интериоризации внешней деятельности.
Под интериоризацией Л.С. Выготский понимал, прежде всего, социализацию, формирование социальных структур когнитивных процессов ребенка в целом.
Таким образом, через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, т.е. собственно саморазвивающиеся психические процессы».
Как отмечает Л.И. Божович, центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения.
Однако принципиально неверной представляется схема связей потребностей и деятельности, в которой исходным пунктом является сама потребность: потребность – деятельность – потребность. Потребности возникают в процессе общественной деятельности: деятельность – потребность – деятельность. Потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности, которая выступает определяющим фактором, обеспечивающим возможности перестройки потребностей.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей способствует формированию интересов, представляющих собой более или менее устойчивую эмоциональную и познавательную направленность личности к предметам и явлениям действительности, необходимым для жизни и развития человека.
Они являются важнейшей движущей силой деятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Потребность, с определенным предметом удовлетворения – это мотив. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разнообразными предметами. Поэтому важным становится научения ребенка общепринятым способам удовлетворения тех или иных потребностей.
Мотив деятельности может переходить на цель действия (на то, куда оно направлено), превращая действие в деятельность. Переход мотива (сдвиг мотива на цель действия), по А.Н. Леонтьеву, исключительно важный момент, на основе которого возникают качественно новые отношения людей к действительности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии, обеспечивается заданной организацией деятельности.
Таким образом, активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего, т.е. того, что еще только нужно сделать для отсроченного во времени удовлетворения потребности.
В отличие от мотивов, которые далеко не всегда осознаются, цель деятельности выступает в виде обязательного осознанного компонента и несет особенно активную нагрузку. Поэтому в построении развернутой системы воспитания учет направления и степени воздействия цели на выполнение действий, на формирование умений и навыков имеет большое значение, открывая путь к созданию определенных отношений детей к той или иной деятельности.