Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проблема вестернизации в глобализационных концепциях
Существует также позиция, в соответствии с которой, способ установления американского лидерства в мире могут использовать все страны. В. Коллонтай, исследуя глобализационные процессы, говорит о том, что в современном мире США, используя стратегию экстернализации, с помощью которой Америка усилила свои экономические возможности, но это не означает, что другие страны не могут воспользоваться этой технологией. Под «экстернализацией» понимается присущая капиталистическим предпринимателям практика перекладывания на государство, окружающую природную среду, конкурентов и т.д. своих издержек, трудностей и проблем [19;35].
Другие исследователи говорят, что глобализация принося выгоды передовым странам, обуславливает поиски новой политики, направленной главным образом на компенсацию потерь развивающихся стран. Глобализация рассматривается не как приведение к общему знаменателю всех без исключения стран и народов, но и как сохранение существующего многообразия. Стремительное распространение Интернета, современных информационных и коммуникационных технологий обусловила качественно новую социальную инфраструктуру, не существовавшую никогда ранее. Это позволяет говорить о наступлении «нового мирового порядка». Буш-старший, выступая на объединенной сессии Конгресса США, провозгласил возможность создания нового мирового порядка на основе самоопределения, совместной обороны и объединенных действий против агрессии. Основным средством закрепления нового мирового порядка стали глобализация и лозунг «защиты прав человека», глобализация стала его стержнем [10;78-79].
Подобная односторонняя оценка глобализации как позитивного явления, возникшая в годы экономического процветания, в настоящее время отступила перед натиском транснациональных корпораций, утверждавших свое влияние в мировой экономике и политике. Т.е., вместо «борьбы за признание, готовности рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологической борьбы, требующей отваги, воображения и идеализма…-экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя» [45;148]. Подобные мнения порождались тем, что в процессе глобализации бесконфликтного развития мировой экономики не происходило. Глобализация считается хрупкой средой для алчных финансовых интересов, действующих в мире, где набирает силу гонка вооружений, возрастает опасность самоуничтожения человечества [10;83].
Вестернизация несет в себе как негативные, так и позитивные черты, по мнению ученых, однозначно трактовать этот процесс нельзя. В связи с тем, что идея глобализации как вестернизации и негативных последствий, вызываемых этим процессом, приобретает все более широкое распространение, возникают концепции, позволяющие скомпенсировать негативные последствия глобализации. В среде западных элит усиливаются настроения в пользу «гуманной глобализации», создании миропорядка, где максимизация прибыли уступит место становлению безопасности для всех. Расширение спектра многочисленных угроз безопасности человека, создающих благоприятную почву для нестабильности и неравенства как в самих странах, так и между ними, делает гуманистический подход к глобализации все более необходимым [37;10]. Сегодня даже западные исследователи были вынуждены признать, что глобализация ведет к «обществу 20:80», где 80% населения мира «извлечено» из социальной жизни [1;8].
Поэтому в Декларации тысячелетия сделан акцент именно на гуманистическом подходе к глобализации, в центре которого – человек. Для максимального использования возможностей глобализации и снижения её нежелательных последствий необходимо помнить, что устойчивое социально-экономическое развитие не может происходить в вакууме, оно требует обеспечения минимального уровня безопасности для людей в различных сферах, их всеохватывающего политического участия, уважения прав человека. Как предложил Генеральный секретарь ООН в докладе Ассамблее тысячелетия: «На национальном уровне мы должны управляться лучше, на международном уровне мы должны научиться управлять лучше сообща» [37;13]. Но это не означает, что одно государство или группа государств получат примат на управление всем миром для установления в нем стабильности и порядка.
Сегодня говорят о том, что глобализация должна иметь человеческое лицо. Новые социальные движения считают, что «глобализация с человеческим лицом» должна учитывать интересы всех стран и народов, а не защищать право ТНК и ТНБ на неограниченную максимизацию прибыли. «Глобализации сверху», которая осуществляется под эгидой триады МБ, МВФ и ВТО, противопоставляется «глобализация снизу», выступающей за поиск альтернативных концепций развития человечества в XXIвеке[1;5]. Нужно подчеркнуть, что западные государства отождествовляют глобальную социоэкономику с глобальным капитализмом выдают её за «идеал либеральной демократии», а их оппоненты видят в глобализации новую форму экономического и культурного империализма, реколонизации «третьего мира» и колонизации стран с переходной экономикой [1;4].