Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальная работа с детьми
2) масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.).
3) причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.
Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:
- изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.
Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:
1. Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.
2. Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.
3. Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.
4. Педагогическая коррекция.
5. Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).
6. Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо установление над ним опеки и попечительства.
3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи (31). Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:
- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);
- защита имущественных и жилищных прав;
- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);
- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, - профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.
Кроме того в соответствии с названной программой, каждый регион Российской Федерации может и должен, исходя из собственных возможностей, искать и разрабатывать свои собственные направление, формы и способы деятельности по социальной защите сирот.
4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.
Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому нарушение этих правил диагностируется с большим трудом.
Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице).