Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальная работа с детьми
- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).
Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.
Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
1. Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития (29, С.105).
В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых (29, С.70). Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.
Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка (26, С.86).
Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями.
Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:
- оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);
- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;
- назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.
2. Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания (23, С.72).
Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, занимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия «беспризорность» и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.
Основными причинами беспризорности в обществе являются:
1) разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы).