Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Технология в системе человеческой деятельности
ü регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
ü контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;
ü гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;
ü обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. (10. С. 206).
Будучи необходимым элементом человеческой деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого, разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей.
Дальнейшее развитие человеческого общества, возникновение новых возможностей человека и формирование новых сфер их реализации, необходимость решения людьми новых, более сложных задач – всё это является основанием и причиной для последующего развития технологических основ человеческой деятельности.
Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики человеческого общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена.
Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности (10, С.204).
Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества.
Сопоставляя эти два основных вида технологий К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими.
По его мнению, к ним относятся:
1) трезвость и взвешенность в постановке целей;
2) учёт возможных отрицательных последствий;
3) осторожность и постепенность в преобразованиях;
4) постоянный контроль за их протеканием;
5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;
6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений (19)
Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».
Современная социальная жизнь всё больше технологизируется. Успех многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит от того, насколько чётко и последовательно разработана вся система соответствующих процедур и операций. В настоящее время социальные технологии разрабатываются в соответствии с потребностями различных социальных субъектов (социальных движений, организаций, структур и т.п.) и непосредственно включаются в систему социального управления и социальной жизнедеятельности.
Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся: