Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России
Результаты исследований Фонда "Общественное мнение", наряду с данными о структуре пользователей, представляют информацию о потенциале расширения аудитории Интернета в России. На вопрос "Если Вы не пользуетесь Интернетом, то хотели бы Вы или нет, чтобы у Вас была такая возможность?" 3% респондентов ответили, что у них такая возможность имеется, а 33%, что хотели бы пользоваться Интернетом. Из этого следует, что потенциальная аудитория Интернета в России составляет около 30 млн. человек, причем необходимо отметить сопоставимость данных ФОМ с информацией, полученной агентством Monitoring.ru в феврале 2000 г. (8 млн. имеют желание и 29 млн. чел. положительно относятся к подключению к Интернету). Анализ динамики роста российской аудитории Интернета, по данным агентства Monitoring.ru показывает, что если "закон роста", наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2000 г. максимальная аудитория вырастет в 1,4 раза и составит около 9 млн. чел., при этом недельная аудитория достигнет 4 млн. чел. Прогноз агентства Monitoring.ru показывает на конец 2002 года рост максимальной аудитории до 27 млн. чел.; а недельной аудитории - более 10 млн. чел.
В настоящее время пользователи Интернета как особая целевая аудитория становятся объектом не только социологических, но и социально-психологических исследований. Активнее всего исследуются особенности группового взаимодействия в Интернете, закономерности формирования и характеристики функционирования виртуальных сообществ, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в киберпространстве, перспективы переноса в реальную деятельность людей навыков и умений, приобретенных в виртуальной реальности. В этой связи необходимо отметить психологические исследования, которые с 1992 года ведутся на факультете психологии Московского государственного университета под руководством А.Е. Войскунского с целью выявления особенностей мотивации русскоязычных пользователей Интернета.
Следует также отметить, что человек, входящий в состав аудитории Интернета априорно должен соответствует двум основным признакам:
умение работать на компьютере и самостоятельно пользоваться ресурсами Интернета и
наличие возможности доступа к компьютеру (дома, на работе в учебном заведении) и к Интернету.
Следовательно, говоря об аудитории Интернета необходимо учитывать прежде всего образовательный и имущественный ценз отнесения к этой специфической группе.
Данные социологических опросов свидетельствуют о существенном интересе россиян к возможностям Интернета и достаточно высокой доли молодежи и социально-активных слоев населения использующих интернет-технологии в своей жизнедеятельности. Это создает основу для широкого применения технологий информационного общества в общественно-политической, экономической, образовательной и культурной сферах.
Постепенное внедрение новых социальных технологий, которые можно отнести к технологиям информационного общества, в настоящее время начинает уже существенным образом воздействовать на социально-экономические и политические сферы общества, причем это воздействие может инициироваться структурами и силами различной политической, социальной и религиозной направленности. Анализ ресурсов и технологий российского политического Интернета связан с интерпретацией самого понятия "политический Интернет", т.к. любые общественные процессы могут быть отнесены к политическим и соответственно все информационные ресурсы имеют политический ракурс. При анализе российского политического Интернета выделяют четыре его составляющие:
сайты властных структур;
ресурсы политических партий и движений;
пресса (сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания);
сайты аналитических и исследовательских организаций.
Можно утверждать, что период со второй половины 1998 по первую половину 1999 года стал начальным экстенсивным этапом формирования ресурсов российского политического Интернета. Основные четыре составляющие постепенно были заполнены. Стоит заметить, что подобный процесс формирования бизнес-ресурсов российского Интернета закончился годом раньше: вторая половина 1997 - первая половина 1998 г. Очевидно, что качественный рост российских политических ресурсов во многом был связан с приближающимися парламентскими и президентскими выборами. Уже в самое ближайшее время политическим структурам, предполагающим играть активную роль в политике страны в начале третьего тысячелетия, придется серьезно проанализировать возможности Интернета и сформулировать свое отношение к нему.