Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России
Технологии информационного общества в России развиваются не как результат последовательной трансформации индустриального общества в постиндустриальное (информационное) общество, а как ответы на вызовы современного социально-экономического развития России.
Интернет начал развиваться в России в 1993-94 гг. как компьютерная сеть образования, науки и культуры. Это было ответом на проблему, возникшую в начале 1990-х гг. в связи с развалом системы обеспечения российской науки и образования оперативной научно-технической информацией. С 1994 года начала создаваться сеть российских университетов RUNNet, а с 1995 года реализуется Государственная программа построения Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы (сеть RBNet). В это же время начали развиваться и региональные научно-образовательные компьютерные сети. Региональная объединенная компьютерная сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга (РОКСОН) создается с 1995 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки Российской Федерации. Развитие научно-образовательных телекоммуникационных компьютерных сетей в России стимулировало рост интереса в российском обществе к возможностям глобальных телекоммуникаций и тем самым инициировало развитие коммерческих провайдеров Интернета.
В настоящее время развитие интернет-технологий активно обсуждается в прессе, ресурсы Интернета фигурируют в рекламных объявлениях, выходят специальные телевизионные программы, посвященные сетевым информационным технологиям. Это существенно расширяет поле влияния Интернета и в этой связи становится актуальным вопрос - в какой мере российское общество знакомо с Интернетом. Для получения ответа на этот вопрос обратимся к данным социологических исследований. Результаты опросов, осуществленных Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) в мае 1999 г. и апреле 2000 г. позволяют получить сравнительные данные о распространении информации об Интернете в России. По результатам этих исследований видно, что доля тех, кто в той или иной степени знаком с тем, что такое Интернет, за год ощутимо увеличилась (с 53% до 67%). Тем не менее, по данным опроса ФОМ, каждый третий опрошенный пока ничего не знает о всемирной компьютерной сети.
Говоря о распространении Интернета, необходимо проанализировать как оцениваются населением возможности использования интернет-технологий в жизни современного российского общества. Следует обратить внимание на особенности позиции населения Москвы - города в котором в настоящее время наблюдается максимальная концентрация граждан использующих интернет-технологии. Все москвичи знают что такое Интернет (в отличие от всероссийской выборки, никто из них не затруднился с ответом на вопрос "Знаете ли вы, что такое Интернет?), однако 7% жителей Москвы отрицательно относятся к Интернету, что является довольно существенным показателем по сравнению с 2% негативной оценки жителями России. Таким образом, данные ФОМ иллюстрируют тот факт, что в Москве, как одной из точек концентрации российского Интернета, уже начинают проявляться некоторые негативные последствия его воздействия на население и общество.
Вопросы социологического изучения социально-демографической структуры пользователей Интернета, распределения аудитории по городам и регионам России начали активно обсуждаться на семинарах, конференциях и в периодической печати в 1998/99-х гг. Постепенно сформировались несколько исследовательских групп, реализующих свои программы изучения российской аудитории Интернета. Первые опросы населения были проведены исследовательскими компаниями и маркетинговыми агентствами, заинтересованными в получении прогностической информации о динамике роста (изменении структуры и т.п.) российской интернет-аудитории. Исследователи выделяют разные категории пользователей информационными ресурсами и технологиями Интернета - от регулярно работающих в нем, до тех, кто получает информацию из Интернета через друзей и сослуживцев. В частности, агентством Monitoring.ru начиная с исследования в ноябре 1999 г. аудитория Интернета была разделена на 5 видов: от "максимальной аудитории" (все посетители Интернета, включая и тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения Интернета) до "ядра" (те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее трех часов в неделю) и введено измерение коммуникативного окружения аудитории (двух видов - ближнего и дальнего). Оценки коммуникативного окружения аудитории, по мнению исследователей агентства Monitoring . ru, дают возможность представить масштабы влияния аудитории российского Интернета на прочее население страны через дружеские и семейные связи.