Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Добрачный период.
В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.
Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.
Ранжировка мотивов вступления в брак [7].
Женщины:
1. Любовь
2. Расчет
3. Беременность
4. Желание создать семейный очаг и иметь детей
5. Самостоятельность от родителей
Мужчины:
1. Любовь
2.Желание создать семейный очаг и иметь детей.
3. Беременность
4. Самостоятельность от родителей
5. Расчет
Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Социологи МГУ выявили, что любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Вероятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать семейный очаг занимает второе место после мотива "любовь", у женщин - четвертое. Можно констатировать, что мотивация брака существенно не изменилась за последние годы [12].
В обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип - "делай как все", и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.
Весьма характерны требования, предъявляемые своему избраннику или избраннице. Ни мужчины, ни женщины не поставили на первое место внешнюю привлекательность. У мужчин этот признак находится на 4-м месте, у женщин - 6-м. Прежде всего студенты выдвигают гомогенные социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.
Современные интеллигентные молодые женщины хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенны в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и физически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный - эти качества должны быть присущи, по мнению опрошенных студенток, современным молодым людям.
Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях - верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супруга способность к взаимопониманию. В данном исследовании студенты рассуждают как бы теоретически, задумываясь над своим будущем, определяя жизненные стратегии. Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые. Возраст от 21-29 лет. Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга [29].
Только у 20% вступающих в брак молодых оценки характера друг друга взаимоположительны.
Таблица 1 - Черты характера, беспокоящие будущих супругов, %
Черты характера |
Невеста |
Жених |
Характер будущего супруга беспокоит |
54 |
53 |
Упрямство |
50 |
55 |
Плохое настроение |
52 |
55 |
Излишняя критичность |
42 |
43 |
Пристрастие к спиртному |
37 |
38 |
Замкнутость |
37 |
38 |
Неправильное поведение на людях |
35 |
32 |
Черты характера |
Невеста |
Жених |
Ненадежность в делах |
25 |
26 |
Ревность |
29 |
27 |
Желание добиться превосходства |
18 |
24 |