Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальные предпосылки вхождения женщин в научную сферу
- вся система научной иерархии насквозь мужская, поэтому изначально не приспособлена к женскому типу мышления;
- все оценочные тесты на интеллект и выявление талантов, которые учитываются при отборе научных кадров, разработаны мужчинами под лозунги о равенстве женских и мужских возможностей;
- продолжительное время ученая степень давалась женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не давало им возможности продолжать научную карьеру;
- недружелюбная атмосфера в коллективе: многие женщины, бросают заниматься наукой, потому что их к этому вынуждает враждебное отношение коллег, чаще всего мужчин;
- неосознанная предвзятость: очень часто работа оценивается хуже, если известно, что её автором является женщина;
- семья и домашние обязанности, как правило, полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени.
Несмотря на то, что долгое время женщина в науке находилась в роли аутсайдера, в истории все-таки встречаются имена таких великих женщин-ученых, как: Софья Ковалевская, Наталья Бехтерева, Мария Склодовская-Кюри, Мэри Монтегю и т.д. В последнее время интерес женщин к учебной и научной сферам продолжает расти. Многие из современных женщин стали активно заниматься научной карьерой не в чем, не уступая мужчинам. Исходя из вышесказанного, женщина не только может, но и должна заниматься наукой и как минимум по трем причинам:
- большую часть черновой научной и экспериментальной работы проделывают студенты и аспиранты, тогда как эффективность этой работы требует непременного различения творческого потенциала студентов, а значит, присутствия столь же опытной, но более покладистой женщины-преподавателя;
- стимулом к работе зачастую бывает поддержка и понимание, а не только соревновательный азарт. Поддержку и понимание в силу своей природы предоставляют женщины, а в ведении мужчин остается соревновательная гонка;
- наверху карьерной лестницы ученых должны быть какие-то значительные женские фигуры, с которых молодые специалистки могли бы брать пример, найти в себе мужества и пробивать карьеру в научном мире.
Таким образом, маскулинизированный подход к роли женщины в науке чрезвычайно вреден при формировании культурных ориентиров целых поколений, и наука, которая уготовила женщине роль аутсайдера является бесперспективной. Поэтому для того, чтобы женщины-ученые заняли достойное место в науке, необходимо кардинальное социокультурное изменение в современном мире, в том числе и в России.