Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальные предпосылки вхождения женщин в научную сферу
В данной статье хотелось бы отметить противоречивость взглядов на роль женщины в научной сфере. Наука – это одна из тех сфер человеческой деятельности, функция которой состоит в выработки и теоретической систематизации знаний о действительности, и в отличие от других сфер отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Однако история подтверждает, что в вопросе: Кто стоит во главе того или иного открытия? – практически всегда один ответ: Мужчина! Следовательно, во все времена ключевые позиции в науке занимали мужчины, хотя научные открытия совершали и женщины. Тем не менее, факт остается фактом, что очень долгое время наука была маскулинизирована, и базировалась на мнении, что мужчина – это дух, а женщина – природа. Тем самым подчеркивалась социобиологическая предопределенность женской неполноценности в науке, часто связанная с её интеллектуальными способностями. В подтверждение вышесказанного даже имеется научная теория, представленная американскими учеными А. Эрхардтом и Дж. Мани, которые «доказывают», что женщина может добиться успехов в научной деятельности лишь только в том случае, если у нее будет наблюдаться повышенное содержание мужских гормонов. Только тогда она сможет обладать рядом интеллектуальных преимуществ перед обычными женщинами того же возраста. При таком подходе женщины могут преуспевать лишь сознательно или неосознанно «имитируя» черты, присущие маскулинизированной науке, т.е. подражая мужчинам в выборе стиля поведения в научном сообществе. Данная теория имеет и исторические доказательства, свидетельствующие о том, что значительное число женщин, занимавшихся научной деятельностью, работали на скромных должностях, обеспечивая успешную деятельность мужчин-ученых, часто выдающих их достижения за свои собственные. В результате этого очень долгое время женщины воспринимались как полезные сотрудники, способные выполнять лишь необходимую лабораторную работу, лишенные творческих способностей. Тем не менее, роль женщины в науке значительна, и об этом свидетельствуют исследования британского профессора Питера Лоренса, который, как и многие другие ученные, отмечал изначальную разницу в умственном и психическом устройстве мужчин и женщин, но объяснял её только с позиций заложенных природой гендерных различий мышления. Одним из факторов, определяющих эти различия, по его мнению, является уровень мужского гормона тестостерона, поэтому мужчины в среднем предрасположены к аналитической работе, тогда как женщины склонны к состраданию, заботе о других людях и т.д. Но эти положительные качества как раз и мешают женщинам утвердиться в научном сообществе, даже в тех областях науки, где они могут быть уместны. Например, такие качества, как умение поставить себя на место другого, маневренность поведения, доброта смотрятся выигрышно в психологии, но большинство известных психологов - мужчины. В доказательство теории Питера Лоренса можно привести следующие данные: в Британском психологическом обществе зарегистрировано на сегодняшний день 5806 студенток и 945 студентов. Среди закончивших образование молодых специалистов 23 324 женщины и 8 592 мужчин. Среди дипломированных психологов перевес женщин заметно меньше - 7 369 женщин против 4 402 мужчин, а вот почетных членов общества - 428 мужчин против 106 женщин. Причина таких результатов заключается не в понижении способностей женского аналитического мышления, а в следующем:
- традиционно женской ролью, когда женщины предпочитают детские нужды (замужество, семья и т.п.) карьерным;