Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История создания и развития женских организаций в России.
Итак, первый период характеризуется активной социально значимой деятельностью женских организаций, накоплением богатого исторического опыта в борьбе за равноправие. Под их влиянием была скорректирована государственная политика в области женского образования; сформировалась система высших учебных заведений; расширились сферы профессиональной занятости женщин; произошли позитивные изменения гражданского законодательства, несколько повысившие статус женщин; было завоевано избирательное право и право занимать все должности на государственной службе. Следовательно, женские организации способствовали высвобождению женщин из-под гнета социально-политического и экономического неравенства в рамках политической системы. Есть все основания считать, что женское движение России, особенно его либерально-демократическое направление, выступало в конце XIX-начале XX века инициативным субъектом государственной политики в отношении женщин.
В целом, для первого периода женского движения характерно – наличие нескольких идейных направлений; многообразие женских организаций по профессиональному, национальному, религиозному, благотворительному и другим признакам; самостоятельность и инициативность в действиях; финансовая независимость; высокая степень политизации; настойчивая борьба за политические права женщин; активное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти; ориентация на инициативное поведение женщин; разобщенность в действиях между основными идейными направлениями. Социальную базу женских организаций либерально-демократического направления составляли трудовая интеллигенция, разночинские слои, на первом и втором этапах к ним активно примыкали и работницы. Пролетарские организации имели социальную базу из числа женщин, занятых в промышленном производстве и неквалифицированным трудом в сфере обслуживания. Крестьянки в силу исторических обстоятельств практически не были вовлечены в деятельность женских объединений. Представительницы высших слоев общества, участвовавшие в движении за равноправие женщин, разделяли, как правило, взгляды трудовой интеллигенции на профессиональный труд как основу эмансипации женщин и сами вели активный трудовой образ жизни [].
Второй период – с 1917 года по начало 1990-х годов. С одной стороны, этот период представлен женскими организациями, являющимися частью государственной системы СССР, соответственно эти организации не являются независимыми, но опыт их деятельности используется и развивается многими современными женскими организациями. С другой стороны, в это время женская активность реализовывалась в диссидентском движении, в создании в конце 1970-х годов в Ленинграде женской группы, издававшей независимый феминистский журнал «Мария».
На протяжении почти семидесяти лет - 1917 г. до конца 80-х гг. - женское движение в России существовало в основном в рамках господствующей в стране идеологии и под административным контролем. Каналами, через которые шла работа в то время, были Женские Советы, возрожденные М. Горбачевым в середине 80-х гг., существовал и ряд международных организаций – наиболее известная из них была – Комитет Советских Женщин. С конца 70-х гг. в рамках правозащитного движения в Ленинграде (Санкт-Петербурге) возникла женская группа, которая объединилась вокруг журнала «Мария» и проработала в течение двух лет. В 1980 г. она была разгромлена.
После Октябрьской революции 1917 года либерально-демократические женские организации были распущены, а с 1918 года при парткомах заработали женотделы. На смену женским рабочим клубам конца XIX - начала XX века пришли женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других интеллигентных профессий, женские школы ликвидации неграмотности. Постепенно они набирали вес и за десятилетия своего существования превратились в массовые, культурно-просветительские, а иногда даже и правозащитные организации.
В 1930-е годы женский вопрос был провозглашен решенным, ведущее значение приобрели производственные функции женщин. Огосударствление общественной жизни не допускало деятельности самостоятельных женских организаций, и они перестали функционировать. Инициатива в решении женского вопроса перешла государству. Единственной организацией, представлявшей советских женщин за рубежом, был созданный в 1941 году Комитет советских женщин, который больше походил на государственное учреждение, чем на общественное объединение. В 1960-е годы под руководством парткомов в ряде регионов страны стали создаваться женские советы. В середине 1980-х годов по инициативе ЦК КПСС Комитет советских женщин взял на себя функции вертикального руководства республиканскими и областными женсоветами и развернул активную работу по их созданию в регионах и трудовых коллективах. По данным Большой Советской энциклопедии, в 1989 году на территории СССР существовало 240 тысяч женсоветов (цит. по: [1, с.10]). Многие из них работали на уровне отдельных предприятий города, осуществляя свою деятельность, как правило, при парткомах и при горкомах партии, входя в структуру “Союза женщин России”. Таким образом, деятельность женских советов 1980-х годов не изолирована от современной действительности и является частью истории женского движения.