Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Советская и российская социология
Натуралистическое направление. Натуралистический поход к обществу был характерен для социологической науки, прежде всего на раннем этапе ее формирования. Натурализм не ограничивается в социальных науках лишь органицизмом, в широком плане он включает все попытки связать напрямую общественную жизнь с природной средой и понять ее с помощью естественных сил. В качестве метода познания выступали прямые аналогии «природа - общество» и научные средства, используемые в естествознании.
Социал-органицизм. Органицизм в социологии был не особо влиятельным направлением. И его «невлиятельность» обуславливалась тем, что его представители пользовались аналогиями между обществом и организмом. Эти аналогии фактически подменяли конкретный анализ общества и мало что давали в теоретическом и практическом отношениях. Фиксируя внимание на «равновесии», «плавной» эволюции общества, многие социологи - органицисты упускали или просто игнорировали противоречивый характер социально-экономического и политического развития.
Субъективная школа. Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее ярким представителем, которой был П.Л. Лавров (1823-1900). Это самобытное научное направление предвосхитило многие идеи человековедения, к которым позже обратились отечественные и западные социологи. Так, по мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями».
Субъективизм русской социологической школы был связан не только с этическим отношением к личности и обществу, но и с признанием внутренней, психологической стороны общественной жизни. Сторонники использования субъективного метода не являлись противниками объективных методов познания общественной жизни. Были признаны также необходимость психологического подхода к объяснению социальных явлений и их оценка с этической точки зрения.
Эмпирическое направление. Среди представителей нового этапа в развитии социологической мысли нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути, он сформулировал основные требования эмпирической социологии.