Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Советская и российская социология
Сразу после Октября 1917 ведущей социологической мыслью стало марксистское направление. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888-1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом.
Сначала социология получила поддержку, потому что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития социалистической академии, в котором он ставил вопрос о социальных исследованиях. Но с конца 1920 г. развитие социологической мысли было прервано. До конца 1950 г. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Преследованию также подверглись и естественные науки - кибернетика и генетика. Начиная с конца 50 гг. ХХ века, социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации социологических исследований. Первые шаги были сделаны посредством социологического образования. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе. Однако официальное признание социологии в конце 1950 г. сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете, ей отказывали в суверенности, в относительной независимости.
Становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. В целом к началу XXI века российская социология сделала серьезный прорыв в познании социальной реальности и ее особенностей в условиях происходящих кардинальных изменений.
Задание для категориального анализа
Позитивизм. Социология должна строиться как научная дисциплина по образцу и подобию естественных наук. Хотя в социологии существуют разновидности позитивизма, сторонники единодушны в отношении 3 фундаментальных предпосылок, на которых основывается подход в целом:
1. Социальные явления с точки зрения любой аналитической задачи качественно те же, что и природные явления.
2. Методы анализа, разработанные в естественных науках, применимы в социологических исследованиях.
3. Задача социологии состоит в выработке системы в высшей степени обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений.
Неопозитивизм. Основатель Е.В. де Роберти, следуя традициям О.Конта, в качестве исходной теоретико-методологической науки в развитии социологии он считал биологию. Подчеркивая зависимость психологии от биологической природы человека и условий социальной среды, Е. де Роберти фактически свел ее роль в объяснении общественной жизни к второстепенным факторам. Он проводил мысль, что роль естественного основания социологии может быть сохранена за физиологией мозга. Характерной особенностью его теории была попытка на абстрактном уровне построить методологию научного познания и показать междисциплинарные связи социологии. Е. де Роберти исходил из того, что современная социология, имея богатый фактический материал, не располагает теорией, способной связать эти факты в единое целое.
Понимающая социология. Вебер противопоставлял естествознание и общественные науки, как по методу, так и по содержанию. Он не отрицал применимости к общественным явлениям методов точных наук, но подчеркивал, что их функции в обществоведении иные, чем в естествознании. Кроме того, Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия», «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. И, наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства, что позволяет его считать одним из создателей политической социологии.