Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальные отношения зависимости и власти
5. Референтная власть основана на идентификации В с А и желании быть похожим на социальный объект А. Подобное основание власти с необходимостью включает в себя высокий престиж А и наделение его со стороны В рядом высоких положительных качеств. Говоря о процессе социализации, обычно приводят примеры, когда личность для создания собственного Я-образа обращается к представителям наиболее значимых для нее групп, оценивающим то или иное качество данной личности. Очевидно, что такие представители будут иметь власть над данной личностью либо заставят ее изменить свое поведение. Это влияние усиливается в том случае, если личность испытывает сильное стремление во всем походить на представителя референтной группы. Так, мальчик, стремясь быть похожим на футбольную звезду, готов носить за этой звездой мяч, а ученик высокоталантливого мастера — выполнять все его желания.
6. Информационная власть имеет место в случаях, когда А владеет информацией, представляющей ценность для В. Стремясь быть «в курсе», В может пойти на уступки в отношении желаний А. Здесь В обменивает свою независимость в некоторых вопросах на приобретение необходимой ему информации. Студент, желающий получить знания, подчиняется преподавателям, ограничивая свою свободу. Сотрудник учреждения может выполнять желания секретаря директора, если этот секретарь владеет информацией о его дальнейшей судьбе в этом учреждении.
7. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В. При этом В верит, что его уступчивость приведет к полному или частичному удовлетворению потребностей со стороны А. В качестве вознаграждения могут выступать многие ценности: деньги, престиж, внимание, безопасность и т. д. Выбор вознаграждения зависит от возможностей А, структуры потребностей В, а также от ситуации взаимодействия между А и В.
При реальном осуществлении власти субъект, по мнению X. Хекхаузена, «должен оценить, какие источники власти находятся в его распоряжении, а также принять решение об их использовании». Одновременно он должен оценить сферу значимых ценностей и потребностей того, на кого он пытается оказать воздействие, а уже затем на основании этой оценки определить силу имеющихся у него оснований власти. Такая оценка собственных сил и потребностей другого необходима для обеспечения наиболее оптимального соотношения затрат и результатов при использовании различных ресурсов власти. Например, очевидно, что при всей привлекательности применения поощрения или наказания они требуют от А постоянного контроля за поведением В. Вместе с тем при использовании этих оснований власти могут истощиться ресурсы А и насытиться потребности В. В результате возможно появление или усиление враждебности В по отношению к А. Использование власти эксперта, информационной власти и референтной власти таких крупных издержек не предполагают.
Однако проблема применения власти во многом связана с сопротивлением, оказываемым объектом воздействия — индивидом или группой, на которых это воздействие направлено (рис. 1).
1. Мотивация власти
Актуальные потребности, удовлетворение которых возможно только в случае соответствующего поведения партнера
↓
2. Сопротивление объекта воздействия
↓
3. Источники власти
Личностные: ум, физическая сила, красота, обаяние Институциональные: экономические, правовые, силовые, ролевые полномочия
↓
4. Внутренние барьеры
Боязнь ответственных мер, ценности, затраты, недостаточная уверенность в себе, институциональные нормы, культура
↓
5. Средства воздействия