Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Семья как объект социальной работы
Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. Обычно выделяют три фазы: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное – понимать то, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный работник призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.
Таким образом, учитывая, что семья – один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы, можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей; военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми в возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и т.д.
За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, из их числа рекрутируются юные правонарушители.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.
Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Важнейшие объекты социальной работы – это человек, т.е. личность, и семья – первичная ячейка общества. А также, следует отметить, что, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.