Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Модели здоровья
В разное время в различных культурах существовали отличающиеся друг от друга модели здоровья. О. Васильева, Ф. Филатов выделяют три модели здоровья: античную, адаптационную и антропоцентрическую.
В античной модели здоровье понимается как внутренняя согласованность, гармония, уравновешенность, соответствие всех составных элементов предназначению целого. Здесь идет речь о взаимосвязи духовной и телесной сущности человека. По античному представлению, необходимо заботиться не только о физическом совершенствовании или развитии души, нужно стремиться достичь их оптимального взаимоотношения. Тем самым античная модель здоровья уделяет больше внимания внутреннему устройству человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с другими людьми и окружающим миром.
Адаптационная модель рассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. В отличие от античной модели, здоровье здесь понимается как "успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром" [5, с.76] В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации - биологический и социальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающей природной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешним влияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальном аспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностью этого процесса является то, что на место гармоничного развития встает соответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системе социокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускается проявление индивидуальности человека.
В этой модели здоровья нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры [5, с.102] Но какова модель здоровья в нашей культуре? Это можно видеть на примере подростков, которые считают нормой то, что принято в семье и обществе. Т.о., для них может быть нормальным переедать, выпивать "по праздникам" и весть малоподвижный образ жизни, поскольку так живут все вокруг. Т.е. подросток наследует не только приобретенный предыдущими поколениями культурный опыт, но и т. н. "болезни цивилизации" (алкоголизм, наркомания).
В основе антропоцентрического эталона лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. [5, с.132] В отличие от адаптационной модели, в которой здоровье понимается как устойчивое состояние приспособленности к биологическому и социальному окружению, в этом эталоне предполагается наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем. Здоровье понимается здесь как развитие, изменение, стремление к наиболее полному соответствию своему предназначению. Эта модель базируется на специфически человеческих характеристиках: смысл и полнота жизни, идентичность, подлинность, самореализация, личностный рост. В этой модели за образец берется не средняя норма, а человек, достигший наиболее полной самореализации. Далее будут показаны характеристики здорового человека, предложенные разными авторами в рамках этой модели.