Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Коммуникация в социальной работе
В современной социокультурной и образовательной ситуации проблема развития коммуникативной культуры приобретает чрезвычайную значимость. Культура взаимодействия – коммуникативная культура – осознается средством и механизмом решения проблем на всех уровнях жизнедеятельности человека, в ней скрыты возможности преодоления социальных, экологических, национальных, религиозных, конфликтов современного противоречивого мира. Низкий уровень коммуникативного развития препятствует профессиональному и личностному росту специалиста.[44]
В научный тезаурус категория коммуникативной культуры вошла сравнительно недавно, когда появился устойчивый интерес к проблемам коммуникации, информации, культуры. Тем не менее, ни в словарях, ни в энциклопедиях эта категория еще не нашла своего места. В настоящее время создана определенная научная база, сформулирован круг идей, положений, подходов в понимании коммуникативной культуры. В педагогических исследованиях коммуникативная культура характеризуется как концентрированное выражение личности специалиста, её носителя; как индикатор ценностей; как важнейший компонент профессионального мастерства. В психологических исследованиях коммуникативная культура рассматривается в системе качеств личности. Некоторые ученые считают, что основу коммуникативной культуры специалиста составляет профессионально-педагогическая общительность учителя как его профессиональное качество.[45]
Проявление коммуникативной культуры исследователи видят в диалоге, который понимается, как умение слушать и слышать, понимать человека, транслировать информацию, давать обратную связь. Несмотря на некоторые наработки в области исследования, остается целый ряд проблем, требующих изучения. Так, все еще не существует её целостно сформулированной концепции; не систематизированы знания по различным аспектам коммуникативной культуры, рассредоточенные по многим дисциплинарным областям (риторика, теория общения, тория коммуникации и др.); не разработан содержательно-функциональный и профессионально-коммуникативный технологический компоненты.[46]
Основной недостаток традиционных подходов к феномену коммуникативной культуры некоторые авторы видят, во-первых, в определении её исключительно как взаимодействия человека с человеком, во-вторых, в сведении её, как правило, к культуре общения, в-третьих, в полном игнорировании каких-либо иных способов коммуникации, кроме вербальных/невербальных. Однако такое понимание коммуникативной культуры является, по их мнению, довольно узким, поскольку не соответствует её сущностному содержанию. Анализ атрибутивных свойств коммуникативной культуры – коммуникации, информации, культуры – показывает, что она представляет собой многомерную, многоуровневую, полифункциональную систему семиотического взаимодействия человека не только с другими людьми, но с окружающим миром в целом (с социумом, с природой).[47]
Социальному работнику предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в проблемах общения, развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями о взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Если исходить из понимания сущности социальной работы как процесса помощи и взаимопомощи, который лежит в основе различных социально-исторических моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими, то очевидно её сходство с ключевыми смыслами общения.[48] Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимое дело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т.п. Общаясь, люди помогают друг другу развиваться – личностно и духовно. Общаясь, люди помогают друг другу преодолеть многое негативные ситуации, например страхи. Испокон веков человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному, даже очень могущественному, облеченному властью.