Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Факторы формирования гендерных стереотипов
В научной литературе множество работ посвящено изучению процесса формирования гендерных стереотипов. Традиционно к их числу относят такие социальные характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор – пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами, к тому же по-разному оцениваются. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности.
В рамках социологического исследования «Волгоград сегодня: массовое сознание и оценка общественной ситуации», проведенного в июле 2007 года, мы рассмотрели влияние различных факторов на процесс формирования гендерных стереотипов. Использовалась стратифицировано-гнездовая выборка объемом 240 человек. Респондентам предлагалось выразить свое согласие/несогласие со следующими высказываниями: «мужчина – кормилец семьи» и «удел женщины – дом и дети», а также с распределением основных семейных обязанностей и трудовых ролей.
Результаты проведенного анкетирования во многом подтверждают аналогичные исследования. Наиболее выраженное влияние оказывает такой фактор как пол респондента (r =0,570). Проведенное исследование подтверждает существование разных представлений у мужчин и женщин об идеальном типе семьи и гендерном распределении семейных ролей. Мужской консерватизм проявляется в стремлении разделять домашние обязанности на «мужские» и «женские», а также в стремлении закреплять за мужчиной роль начальника, за женщиной – роль подчиненного.
Возраст респондентов имеет также немаловажное значение. Люди старших возрастов по-прежнему склонны поддерживать традиционный уклад. Корреляция между признаком «возраст» и поддержанием стереотипов довольно существенна (r =0,421). Что касается такого признака, как уровень образования, то его влияние трудно отделить от рода занятий респондента, тем не менее, прослеживается зависимость: чем ниже уровень образования, тем чаще респонденты соглашаются с тем, что главная женская функция – это забота о семье и детях.
Также слабая корреляция присутствует между поддержанием стереотипов и признаком «семейное положение». Если учесть, что в основном не состоит в браке молодёжь, то можно говорить, что молодое поколение не склонно поддерживать этот стереотип, к тому же, не находясь в брачных отношениях, респонденты (в особенности девушки) не разделяют традиционный уклад современной жизни.
Таким образом, мы можем говорить, что процесс формирования гендерных стереотипов во многом детерминирован социально-демографическими характеристиками. Влияние таких факторов, как пол, возраст, семейное положение значительно. Однако для более точного понимания процесса формирования стереотипов, следует учитывать целый комплекс факторов социальной среды.