Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Гендерные стереотипы глазами студентов-госслужащих: неоднозначность восприятия
Преодоление существующих гендерных стереотипов и предубеждений является сложной комплексной проблемой, важное место в которой занимает образовательный компонент. Собственно, это и вызвало к жизни идею комплексного внедрения гендерных знаний через систему образования. Сейчас есть особая необходимость в получении гендерного образования будущим чиновникам и политикам, педагогам и журналистам, т.е. тем профессиональным группам, которые оказывают большое влияние на общественное сознание. Исследование гендерных стереотипов у студентов очень важно для их эффективной дальнейшей деятельности в обществе, построенного на принципах равноправия.
Среди украинских ученых основательные исследования гендерной системы в Украине осуществляют И. Жеребкина, И. Головашенко, И. Лебединская, Т. Мельник, Н. Чухим и др., ґендерних стереотипов и ґендерних ролей - Т. Виноградова, Т. Говорун, О. Кикинежди, В. Семенов, П. Горностай, М. Пирен, В. Суковата и др
Цель заключается в том, чтобы на основе анализа результатов социально-психологического исследования проведенного среди студентов-государственных служащих курса повышения квалификации Украинской академии Внешней торговли показать уровень гендерной чувствительности, отношение молодежи к существующим ґендерным стереотипам, выявление личностных ценностей и установок респондентов, сравнительный анализ восприятия гендерных отличий.
Общее количество исследуемых возрастом от 22 до 53 лет составляло 96 студентов, среди которых представители как женского пола - 69 студенток, мужской - 27 студентов. Методологический подход при разработке нами анкет предусматривал такой набор тем в процессе социологического опроса, который наиболее присущ людям в повседневной жизнедеятельности, и который бы отобразил гендерные аспекты изучаемых проблем.
Исследование показало, что отношение респондентов к стереотипным представлениям, которые существуют в обществе о нормах поведения и роли мужчин и женщин, неоднозначны. Студенты-мужчины в большей степени проявляют готовность поддерживать стереотипы, если они касаются женщин, их ролей, характеристик и норм поведения. Девушки более склонны к несогласию с предписаниями для обоих полов, которые ограничивают их деятельность.
Анализ личностных ценностей и установок свидетельствует о том, что респонденты как мужского, так и женского пола считают свою семью и счастье близких людей приоритетом для себя в будущем. При этом, уважение других людей в отношении к ним будет зависеть от их личностных характеристик, а не от семьи или престижной работы. Девушки чаще за ребят демонстрируют самодостаточность и ценность собственной личности.
Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что гендерная тематика довольно актуальна на современном этапе развития Украины. Компоненты гендерной политики сегодня во времени. Это подтверждает целый ряд законопроектов, принятых в Украине за последние 5 лет, а также государственная программа по утверждению гендерного равенства на период 2007-2010 гг. Там компонент образования является наибольшим.
В конце концов, можно сказать, что работая именно с политиками, государственными служащими, мы видим, что влияние на их сознание имеет большое значение, но еще большее значение имеет то, чтобы формировать в обществе новое видение этих проблем, систематически и систематизировано.